ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

2. Организация работы издательства



назад в содержание

2.1. Структура издательства

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

Организационная структура издательства должна соответствовать характеру издательского процесса и обеспечивать выпуск книг высокого качества.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Возглавляет такую структуру директор (генеральный директор, президент), а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Подобная структура эффективна для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

Главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работа с автором и рукописью; оформление издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфпредприятии, контроль и приемка тиража; реализация готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие части издательства: редакционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и другие.

2.1.2. Основные специалисты издательства

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование.

Редактор. Традиционное назначение редактора - редактирование текста. Редактор - ведущий специалист в издательстве и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. На смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репертуар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного издательского проекта.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше.

В нашем курсе целая глава отведена издательскому маркетингу, в ней мы и остановимся подробнее на основных аспектах этой деятельности.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела - сочетание интеллектуального процесса с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), необходимо изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит и соответствующие специалисты.

Специалист по производству. Это работник, который осуществляет связь издательства с типографиями, в круг обязанностей которого входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфическим предприятием. Он должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художник (дизайнер) книги. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача - создать художественный образ книги, превратить авторский оригинал в издательский.

Художник (дизайнер) книги, естественно, должен иметь специальное, художественное образование и хорошо знать технологию полиграфического производства книги.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению.

Понятно, что далеко не во всех издательствах все эти специалисты являются штатными сотрудниками.

2.1.3. Обслуживающие службы

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое обеспечение.

Бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном рынке.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.