ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Мобилизация интелллектуального потенциала - Еремин А.Л



назад в содержание

МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН:

 

Еремин А.Л. Мобилизация интеллектуального потенциала // Наше время. - 2008. - №105 от 17-23 ноября. – С.18. http://gazetanv.ru/article/?id=5600

 

Еремин А.Л. Мобилизация интеллектуального потенциала России // Стратегия России. – 2008. - №10. http://www.fondedin.ru/sr/new/fullnews.php?subaction=showfull&id=1225437567&archive=1226044849&start_from=&ucat=14&

 Стратегия и идеология развития интеллекта России 

©  Еремин А.Л.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ МОБИЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 

Разработана  теория интеллекта, проведены  аналогии по структуре и деятельности интеллектуальных систем мозга человека и макросоциума, предложена формула интеллектуальной энергии, обозначен вектор происхождения нового вида человека, предложены, основанные на современном уровне развития цивилизации и мировоззрения, пути мобилизации интеллектуального потенциала России и идеология стремящегося к глобализации информационного общества

 Наступило третье тысячелетие, а ученые так и не сформулировали хотя бы примерные правила, раскрывающие качественно-количественный состав и взаимоотношение характеристик, определяющих интеллектуальную деятельность. Новая методология в научных подходах к вопросам мобилизации интеллектуального потенциала может быть связана с тем, что в последнее время в науке были разработаны учение о «ноогенезе» – эволюции материи, носительницы разума, эволюция и биофизика, экология и физиология интеллектуальных систем, обозначены феномены человека и человечества, определены математические основы интеллектуальной энергии, информационная наследственность и гигиена, профилактическая медицина информационно-зависимого здоровья, прогнозы общественного здоровья и размножения интеллектуальных систем, объединенные теорией интеллекта.

Россия - уникальная населенная территория и уникальное государство. Уникальность заключается в том, что нет аналогичных территорий в мире по показателям величины площади, на которой действует единые информационное пространство, система ценностей, культуры и государственного управления и следующих отсюда важности инфраструктуры, скоростей информационного взаимодействия и пр.В связи с этим была поставлена цель: определить характеристики интеллектуальной деятельности и динамику их эволюции в России для разработки стратегии и путей мобилизации интеллектуального потенциала российского общества в ХХI веке.

Для реализация данной цели подразумевалось решение следующих задач: поиск методов ускорения интеллектуальных процессов, определение для широких слоев российской интеллигенции новых, адекватных реалиям постиндустриального мира, идей в сферах: модернизации страны и инновационных технологий, государственного строительства и регионального развития, социальных и национальных отношений, внешней политики, современной российской идеологии.

Методология исследований подразумевала: провести анализ характеристик интеллектуальных систем – количеств их компонентов, скорости взаимодействия межу ними, частоты быстродействия, количества связей и длин путей коммуникаций. На основании результатов сравнительного аналогового анализа предпринять попытки прогнозирования эффективных стратегий в сфере повышения интеллектуального потенциала макросоциума России.

МЕСТО РОССИИ В МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ  

Что могущественнее разума? Ему – власть, сила и господство над всем космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы.

К.Э.Циолковский (1875-1935) 

В ходе наших исследований (2003-2005) было показано, что человечество, как и мозг, можно отнести к «интеллектуальным системам». Интеллектуальная система – это совокупность взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта (целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мышления), несводимой к функции ее компонентов. Признаки интеллектуальной системы: взаимодействует со средой и другими системами как единое целое; состоит из иерархии подсистем более низкого уровня.

Один из классических способов, который позволяет «справиться» со сложными системами, путем разложения их на все более мелкие детали до тех пор, пока не будет достигнут уровень, на котором эти детали, или части, станут понятными. Попробуем разложить на элементы интеллектуальные системы.

Динамика роста количества интеллектуальных компонентов. История оценок количества «элементарных частиц мозга» – нейронов, по доступным нам данным, такова:

1981 год – Костюк

1988 – Блум

1988 – Бехтерева

1991 – Иваницкий

2001 - Хакен

– 10 млрд нейронов;

- 10-50;

– 100;

- 1-1000;

– 100 млрд нейронов;

итого: от 1 до 1000 млрд нейронов в мозге.По истории известны и оценки максимально возможных количеств элементарных «компонентов человечества» – людей на Земле:

1891, 1925 год - Равенштейн, Пенк

1945 – Пирсон

1960, 1967, 1973 - Бааде, Кларк, Мюкенхаузен

1977, 1981, 1983 - Бюринг, Вестлинг, Гилланд

1978 – Маркетти

1992, 1993 - Коэн, Эрлих

1999 – Капица

- 6; 7,7-9,5 млрд человек;

- 0,9-2,8;

- 30; 47-157; 35-40;

- 2,7-6,7; 2; 7,5;

– 1000;

- 2,8-5,5; 5,5;

- 12,5-14 млрд человек;

итого: от 1 до 1000 млрд человек на земле.Из статистики ясно, что оценочное количество основных «компонентов» интеллектуальных систем, нейронов, составляющих мозг человека, и максимального количества людей, составляющих человечество, приблизительно (в порядковом отношении) равно и составляет 109–1012  компонентов. Исходя из этого - на 1/6 суши Земли, занимаемой Россией, можно прогнозировать размещение от 170 млн до 170 млрд человек. В настоящее же время при 6 млрд человечества, в случае достижения среднемировой плотности населения на территории России мог бы разместиться 1 млрд. 

В настоящее время численность населения России - 145 млн. человек. РФ занимает седьмое место в мире по количеству жителей. К 2050 году, по данным Бюро Переписи Населения США\US Census Bureau, наиболее густонаселенной страной мира станет Индия. В первую десятку стран, обладающих наибольшим населением также войдут: Китай, США, Индонезия, Нигерия, Бангладеш, Пакистан, Бразилия, Конго и Мексика. Россия займет 11-е место (26 Марта 2004 Washington ProFile).Что делать, чтобы опровергнуть неблагоприятные прогнозы и России выйти на среднемировые уровни плотности населения (в России в среднем 12 чел на кв.км, в Краснодарском крае – 60 чел на кв.км, в ряде европейских стран 200-250, до 300 чел на кв.км)?

Очевидно, при сохранении ряда идей, корнями идущих еще к труду М.В.Ломоносова (1761) «О сохранении и размножении российского народа», необходима современная государственная приоритетная стратегия в сферах улучшения здоровья нации, увеличения рождаемости и продолжительности жизни, миграционной политики, освоения малонаселенных земель, организации новых мегаполисов, интеллектуальных, культурных центров.

Развитие интеллектуальной энергетики человечества и России. Проследим, как развивалась интеллектуальная энергетика (способы, методы и структуры получения и применения интеллектуальной энергии) человечества с появлением новых видов связей, увеличением числа взаимодействующих людей и скоростей взаимодействия между ними, достижением современных объемов аккумулирования информации на всевозможных носителях, охватом сетями взаимодействия популяции.

100 тыс.лет до н.э. (по разным данным  - от 40 до 200 тыс.лет) – на Земле появился  Человек разумный (Homosapiens), количество которого к XXI веку достигло 6 млрд.

5 тыс.лет до н.э. – появилось письменное взаимодействие – был открыт шумерский алфавит и письмо, а кириллица - более 1 тыс.лет назад; современная грамотность: по данным ООН по 258 странам мира – грамотных 83,3% - около 5 млрд, в России один из самых высоких показателей грамотности - приближающийся к 100%.  

Рис. 4. Уровень образования населения России(на 1000 человек в возрасте 15 лет и более имеют образование) 

2,5 тыс.лет до н.э. – появилось меновое взаимодействие –  в Египте и малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать золото, серебро и медь; монеты –  8-7 века до н.э. в Лидии и Древней Греции. В XV веке – появилось взаимодействие через чтение-печатание – с изобретением печатного станка (1444 год), после этого развилось книгопечатание и появились бумажные деньги (выпуск Иваном Федоровым первой на Руси книги "Апостола" - 440 лет назад (1564 год), бумажные деньги в России – 300 лет назад).

XIX век – появилось взаимодействие людей после передвижения их на расстояния – около 150 лет назад были изобретены пароход, паровоз, автомобиль, самолет.

1876 г. — запатентован телефонный аппарат. К концу XX в. количество обычных телефонов достигло 700 млн. Количество сотовых телефонов с 1 млн в 1983 г. увеличилось до 1,29 млрд в 2003 г. а к  2007 г. предполагается  2,15 млрд. абонентов (около 30 % мирового населения). В 2004 года уровень проникновения мобильной связи в стране составил 32,3%, а общая численность абонентов составила 46,9 млн. человек (по данным AC&M-Consulting, CNews.ru). Уровень проникновения мобильной связи в России – неравномерен: в Москве 77,4%, в Петербурге — 66,9%, в целом по РФ — 24,2%. 

1895 г. — послан первый радиосигнал А.С.Поповым. «Эра радио» началась в 1906 г. В 1929 г. был сделан автомобильный радиоприемник, и уже в начале 1930-х годов ежедневная мировая радиоаудитория превысила 50 млн человек.

1923 г. — В.К.Зворыкин создал телевизор. К концу XX в. телевизоров в мире 1,16 млрд. В настоящее время телевизионным вещанием охвачено 99% населения России, в том числе - 97% сельского.  По данным Госкомстата на начало нового тысячелетия две и более программ телевидения могли смотреть соответственно 96,7% и 91,4% населения, три и более - 67,1% и 34,5%, четыре и более - 38,6% и 11,1%. Население имеет около 85 млн. телевизоров. На 100 семей приходится 101 радиовещательный приемник. Количество основных радиотрансляционных точек в 2000 году составило 23,55 млн. Наряду с государственными вещательными структурами действует около 2,5 тысячи коммерческих теле- и радиокомпаний. Только в 2000 г. Минпечати  России выдало 400 вещательных лицензий. В 18 тыс. населенных пунктов России принимается всего одна телепрограмма. В настоящее время отсутствуют одобренные Правительством Российской Федерации документы, определяющие развитие рынка услуг телевидения и радиовещания на период до 2010 года. Предполагается, что с 2015 г. все жители России смогут воспользоваться цифровым ТВ — выбирать каналы и программы по своему вкусу, заказывая их заранее. Ожидается, что с утверждением правительством программы развития в нашей стране европейской системы цифрового телевидения, повсеместный переход на цифровой телевизионный сигнал будет хорошим импульсом для обеспечения массового пользователя широкополосным интернетом. Основные преимущества цифрового ТВ перед стандартными системами аналогового ТВ - повышенная пропускная способность транспортной среды (спутниковые линии, кабельная сеть, эфирная радиолиния и т.), и возможность „передавать“ существенно больше ТВ-каналов.

1952 г. — запатентован транзистор, что послужило началом очередного витка технологической революции. Открыты Ж.Алферовым полупроводниковые гетероструктуры для высокоскоростной электроники. Появились  интегральные схемы - «чипы». Транзисторы позволили создать компьютер. В 1977 г. компания Apple начала массовое производство первых персональных компьютеров. К концу XX в. число компьютеров — 200 млн. 1957 г. — начало разработки сети без главного компьютера; 1969 г. — первые четыре компьютера соединены сетью с коммутацией пакетов. Сейчас в мире насчитывается более 3 млрд интернет-сайтов, Интернет в 2003 году связывал 172 млн хостов и 689 млн человек. Количество пользователей Интернета в России к 2005–2006 гг. по прогнозам увеличится до 20 млн. Сравнение с количеством Интернет-пользователей в Европе (по данным Nielsen//NetRatings Inc.): Германия - 23 млн человек, Франция и Великобритания - по 17 млн пользователей, Италия - 14 млн человек. Охват интернетом в России неравномерный: наибольшее количество пользователей всемирной паутиной сосредоточено в Москве - 19%, в Приволжском регионе - 16%, в Сибирском - 12%, Южном - 10%, Уральском - 8%, Дальневосточном - 4%.

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ  

...материя, время и разум связаны между собой простым математическим соотношением, которое я еще не написал...

К.Э.Циолковский (1857-1935)

Измерение информации. Для определения меры количества информации в 1940 году была введена единица измерения – бит (двоичное число) - обозначает один выбор, т.е. число операций, необходимых для кодирования информации передаваемой или хранимой двоичным кодом (0 и 1; ∙ и – + и –). В 90-х годах ХХ века для измерения быстродействия в информатике стали применяться единицы бит/сек – число чисел-результатов вычислений с плавающей точкой в секунду, или элементарных арифметических операций над числами с плавающей точкой, выполненных в секунду. В 1991 г. по опубликованным данным Г.Р. Иваницкого  быстродействие «вычислительных функций» нервного импульса: период возбуждения (3 мс) и рефрактерный (невосприимчивый) период, со сниженной возбудимостью, (6 мс) определяют быстродействие на нейронах - 100 операций в секунду. В 2002 году, по данным ученых, человечеством было произведено информации 18∙1018 байт, при этом в четырех информационных средах сохранения сохранено 5∙1018 байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). Эти данные можно отнести к измерениям глобальной аккумуляции информации в интеллектуальной энергетике.

Что же касается движения информации, следует вспомнить слова И.П.Павлов (1849-1936): «Декарт  триста лет назад установил понятие рефлекса...закономерный ответ на тот или другой внешний агент, как причина со следствием, устанавливается при помощи определенного пути... Первое с чем мы встретились, обратившись к внутреннему механизму работы полушарий, - это было движение по массе полушарий...»

Ускорение интеллектуальное. Скорость взаимодействия между нейронами обусловлена скоростью прохождения импульса по нервным волокнам и находится в пределах 1-100 м/сек; допустим в среднем ≈ 50 м/сек. Скорости же взаимодействия между людьми в процессе эволюции возрастают от обусловленных физиологией человека природных скоростей зрительных, звуковых коммуникаций до скоростей с помощью специальных средств связи, и находятся в диапазоне 300 – 300 тысяч м/сек (от скорости звука до скорости распространения электромагнитных волн, электротока, света); в среднем ≈ 10 тысяч м/сек.

Быстродействие интеллектуальных компонентов– можно определить как количество информации (информационных операций) обрабатываемой (производимой) в единицу времени, и передаваемой определенному количеству компонентов сети интеллектуальной системы. Быстродействие нейрона: при допущении, что каждый сигнал содержит 1 бит, а сигналы проходят через синоптические соединения с частотой 100 в секунду, и количество связей каждого нейрона с другими клетками от 500 до 10000 (в среднем ≈ 1000), - быстродействие нейрона будет составлять 100 тыс бит/сек. Быстродействие мозга человека как компонента интеллектуальной системы человечества: при допущении, что сигнал (слово, символ, цифра), передаваемый человеком с частотой 1 в секунду, содержит 1 бит, а количество коммуникативных связей между людьми колеблется от одной при разговоре до миллионов при телевещании (в среднем ≈ 1000), быстродействие человека как компонента интелсистемы будет составлять ≈ 1000 бит/сек.

Ускорение интеллектуальное можно количественно определить, как величину прямо пропорциональную скорости передачи информации и быстродействию интеллектуальных компонентов. Ускорение интеллектуальное нейронов в отношении информационной операции в один бит может определяться их быстродействием умноженным на скорость проведения нервного импульса и составлять ≈ 5 млн м/сек2. Ускорение интеллектуальное мозга человека как компонента интеллектуальной системы человечества, по аналогичной логике, может составлять ≈ 10 млн м/сек2.

Длина пути коммуникаций. Сеть коммуникаций в мозге, работающем как единое целое, объединяет все без исключения нейроны. Глобальная общая сеть коммуникаций человечества в новейшую историю бурно развивалась. По нашим прогнозам наметившаяся к XXI в. характерная тенденция роста количества пользователей техническими информационными средствами приведет к 2075 году к охвату если не практически всего населения, то подавляющего большинства людей земли.

Длина пути коммуникаций между нейронами лежит в промежутке между наименьшим расстоянием между ними в 10-6 м до периметра головного мозга в 0,5 м; в среднем – 10-3 м.  Количество синапсов каждого нейрона с другими клетками в среднем 1000. Если принять количество нейронов в головном мозге в 10 млрд, то общая длина коммуникативной сети интеллектуальной системы мозга соизмерима с 1010 м.

Длина пути коммуникаций между людьми лежит в промежутке между наименьшим расстоянием при разговоре в 1 м до общения с помощью электронных средств связи до 4∙107 м; в среднем - 104 м. Допустим также, что в среднем количество получателей информации - 1000. Количество росссиян более 100 млн. Соответственно, общая длина коммуникативной сети макросоциума России может быть сравнима с 1015 м.

Формула интеллекта*. 400-летняя история определения формул деятельности, взаимодействия (греч.-энергии) такова: в XVII веке в механике определены формулы энергии; в XVIII-XIX вв. в электродинамике - формулы энергии заряженной частицы и энергии магнитного поля тока; в XIX веке в молекулярной физике – формулы энергии поступательного движения молекул и энергии  хаотического теплового движения молекулы; в XX веке в теории относительности – формула энергии тела, а в ядерной физике – формула энергии связи атомного ядра. К XXI веку в теории интеллекта - не спешил раскрыть своим обладателям формулу природы собственной деятельности «черный ящик», данный человеку и человечеству, и называемый по разному - ум, разум (греч. – ноо; лат. – интеллект), мышление, идеальное, сознание, душа (греч. - психика). Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека, сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере, повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза развития интеллектуальной энергетики человечества. В связи с этим была поставлена цель: определить общее понятие «интеллектуальной энергии», выраженное в краткой форме и применимое к частным случаям.

Энергия интеллектуальная - количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели.Если абстрагироваться от разнообразия природы информационных операций и носителей информации, то, при упорядоченном состоянии структур интеллектуальных систем, характеристика информационного взаимодействия - интеллектуальная энергия (E), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I) проводимой с ускорением (a) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов. Или, выражаясь проще: E = IaS

Для полного совпадения размерности интеллектуальной деятельности с другими видами энергий различных типов материи остается определить, какая масса вещества (ионов, электронов, молекул и пр. в кг) в среднем перемещается внутри интеллектуальной системы при операции в один бит.

Расчеты интеллектуальной деятельности. В качестве примеров расчетов и результатов вычислений для интеллектуальных систем: при подставлении вышеприведенных данных в формулу, интеллектуальная энергия мозга, при проведении одного бита информации по всем коммуникативным путям может соответствовать 1014 бит∙м2/сек2, а интеллектуальная энергия человечества ≈ 1021 бит∙м2/сек2. В ходе сравнительного анализа полученных при некоторых опытных расчетах и упражнениях по вычислительному определению приблизительных величин, становится ясно, что первенство в интеллектуальной энергетике можно присудить глобальной сети Интернет (≈ 1030 бит∙м2/сек2) и мировому телевиденью (≈ 1028), - это и понятно, учитывая скорость передачи больших объемов информации, на дальние расстояния для увеличивающегося количества пользователей; на втором месте - глобальная телефонная сеть  (≈ 1023) и мировое книгопечатание (≈ 1023); следует отметить, что расчеты не учитывают качество и долгосрочную ценность информации, и, несмотря на фразу поэта «читатели газет – глотатели пустот», энергетика «Российской газеты» (≈ 1014) выше, за счет частоты выхода номеров и тиража, чем, например, у журнала «Наука и жизнь» (≈ 1010 бит∙м2/сек2). Следует отметить большие перспективы, открывающиеся перед российскими учеными, в сфере исследований по уточнению количеств компонентов интелсистем, измерению показателей взаимодействия между ними и определению вычислительных способностей, коэффициентов и степеней членов формулы. А может будущее за экспериментами по эмпирическому определению коэффициента, определяющему  затраты энергии мозгом при элементарном акте по приему и передаче одного бита информации. Между тем, возможно, основное предназначение формулы - всего лишь облегчить философское понимание вопроса «что есть деятельность разума?», или, если хотите, обозначить «математические основы философии интеллектуального». Математические основы разума, перевод  «интеллектуального» в плоскость физиологии-биологии-математики-физики могли бы способствовать гармонизации всей науки при нивелировании давнего противопоставления «идеального» и «материального», открыть новые пути для понимания самых высоких идей и глубоких закономерностей окружающего нас Мира.

Рецепторы макросоциума (receptio лат.принятие, прием) – образования, способные воспринять, трансформировать и передать информационно-значимую энергию внешнего стимула в систему человеческой популяции. Не будем приводить всю совокупность примеров интрарецепторов (лат.intra внутри, между) ноосферы, которые в виде зондов, датчиков, разведок и прочего принимают информацию из окружающих био-, атмо-, гидро-, лито- сфер. Остановимся на некоторых экстрарецепторах (лат.extra вне).

    Рис. 7. Самые большие экстрарецепторы: глаза и уши человечества –

обсерватории и телескопы, наблюдающие за космосом

 

Такого феномена нет ни у какой другой земной популяции, а именно, «глаз и ушей» направленных на восприятие информации из космоса. России принадлежат приоритеты в освоении космоса. Сегодня к самым большим «глазам» можно отнести установленный в 1976 году в России телескоп-рефлектор с зеркалом диаметром 6 м, а также субмиллиметровый телескоп в США с параболическим зеркалом 15-м, телескоп, проектируемый Южно-Европейской обсерваторией в Чили с 4-мя 8-метровыми телескопами, выведенный НАСА на орбиту в 1990 году "Эдвин Хаббл" с отражателем диаметром 240 см, проектируемый на замену «Хаббла» к 2010 году космический телескоп с зеркалом диаметром 6,5 м.

К самым большим «ушам» можно отнести радиотелескопы «Arecibo» в Пуэрто-Рико диаметром 300 м и Very Large Array в Новой Мексике, состоящий из 27 тарелок, каждая диаметром 25 м. Но действительно ли прием информации из космоса интересует популяцию человечества? Ответом может послужить тот факт [Washington ProFile, 15 июня 2004], что сайт НАСА/NASA c фотографиями поверхности Марса, сделанными космическим аппаратом Pathfinder, за три недели посетили 46 млн пользователей.

Таким образом, становится ясна целесообразность в сохранении и развитии стратегии России по производству, запуску, размещения на собственной большой территории «рецепторов» глобальной интеллектуальной системы, с реализацией феномена интеллекта, как космического явления.

А что, если государством не будет предприниматься шагов по повышению интеллектуального потенциала. Из ниже приводимых результатов исследований следует - эволюционный отбор, формирование и появление нового еще более интеллектуального вида человека не остановить.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ  

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно

Д.И.Менделеев (1834-1907) 

Репродуктивная изоляция и окружающая информационная среда. Продолжается ли половой отбор в современном обществе, и, если «да», то по каким параметрам?  В настоящее время общепринято: для всех двуполых организмов признаки вида могут быть выделены по универсальному и абсолютному критерию – репродуктивной изоляции. Близкие виды в природе всегда репродуктивно изолированы. От низших систематических категорий (подвид, раса, форма) вид отличается генетической обособленностью, возникающей благодаря репродуктивной изоляции. После работ С.С.Четверикова в зоологии и Н.И.Вавилова в ботанике, объединившим генетические подходы с систематическими, в 30-х годах ХХ века обозначился следующий этап в концепции видов с созданием синтетической теории эволюции и выдвижением представления о широком полиморфном виде как обособленной сложной подвижной морфо-физиологической системе, связанной в своем генезисе с определенной средой. В наших исследованиях (2001) были обоснованы понятие, характеристики и особое значение для здоровья «окружающей информационной среды». В связи с этим, нами была выдвинута гипотеза о возможном влиянии изменившейся информационной составляющей среды обитания на вектор отбора в человеческой популяции с выбором наиболее информированных, коммуникативных и отвержением, репродуктивной изоляцией лиц, не обладающих этими полезными качествами.

Половой отбор в современном российском обществе. По известным данным, брачная система – это видовой признак, один вид животных имеет одну такую систему (или несколько ее вариантов) и никакую другую систему принять не может: она будет противоречить его естеству, его инстинктам. Половое поведение человека – это репродуктивное поведение, унаследованное от животных предков и имеющее своей целью размножение. У животных особь противоположного пола отвечает на выбор либо согласием образовать пару, либо отказом – то есть она выбирает среди выбравших ее претендентов. Так обстоит дело и у человека. Биологическая цель соревнования и выбора состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить воспроизведение наиболее полноценных особей и воспрепятствовать размножению неполноценных. У моногамных видов самки могут осуществлять половой отбор самцов по элитным признакам. Самец выбирает самку по меньшему набору признаков. Кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов: если самка у млекопитающих с их небольшим числом возможных потомков, бережет свои гаметы, то самец продуцирует их миллионами и поэтому не должен их беречь. Мало того, его как бы первая обязанность – сколь можно больше их «пристроить». Каждый самец словно бы стремится оставить по возможности больше потомства, и не ему решать, плох или хорош. Поэтому даже у моногамных видов самцы не упускают случая, чтобы попытаться оплодотворить и других самок. Видимо, из-за этой изначальной программы самца – оплодотворять как можно больше самок – естественный отбор у большинства видов закрепил процедуру выбора за самками. С целью определить существование и особенности полового отбора в современном человеческом обществе, связанного с появлением и распространенностью среди людей новых полезных разумных навыков и функционально-поведенческих отличительных признаков интеллектуального взаимодействия нами было предпринято анкетирование группы (528 чел) незамужних россиянок (возраст 17-24 года) слушательниц средне-специального заведения (колледж, город, население 0,8 млн).По результатам исследования «сигнальной, векторной» группы можно сделать выводы. Умение говорить и понимать языковую речью, обладание «второй сигнальной системой» - продолжает, (как, очевидно, и 40-100 тыс. лет назад при образовании вида человека разумного - H.sapiens) оставаться  отличительным признаком, играющим решающую роль при половом отборе. Однозначна при половом отборе достоверность влияния, «вес» - степень значимости (опорности, надежности) полезных интеллектуальных навыков и разумных функционально-поведенческих отличительных признаков, распространившихся среди людей, а именно: грамотности, умения читать, писать, считать;  навыков получения и обмена информацией с помощью бумажных носителей; навыков интенсивных информационных обменов и взаимодействия с помощью технических средств (телефонов, радио, телевизоров, компьютеров, интернет). 

Таблица 1.

Отличительные признаки интеллектуального взаимодействия и векторы полового отбора, формирующие новый вид человека 

При выборе среди молодых, здоровых, симпатичных людей, я ни при каких обстоятельствах, никогда, не выберу для продолжения знакомства и серьезных взаимоотношений (не выйду замуж, не свяжу судьбу для рождения от него и совместного воспитания детей) если молодой человек:

Выберу, т.к. это не имеет решающего значения, + Если не будет других вариантов- возможно выберу (% ответов «да»)

Ни за что, никогда не выберу  (% ответов «нет»)

Не умеет (не может) говорить и не понимает что ему говорят     (из 100 % опрошенных)

13,6

86,4 *

Умеет говорить. Не умеет ни читать, ни писать, ни считать, не грамотен   - “ -

17,0

83,0 *

Грамоту знает. Не прочитал ни одной книги, никогда не пользовался бумажными деньгами        - “ -

22,7

77,3 *

Никогда не слышал радио, не говорил по телефону, не видел телепередач по телевизору, не знает что такое компьютер и  интернет      - “ -

34,1

65,9 *

Молодой человек другой расы (отличной по строению лица, форме волос, цвету кожи - понимает, говорит, грамотен, образован, информирован, знает многое)         - “ -

90,9 *

9,1

Медленно воспринимает и понимает, медленно реагирует и принимает решения, медленно говорит и пишет        - “ -

27,3

72,7 *

* - однозначность влияния исследуемого фактора по методу «критерия знаков» - достоверность с вероятностью > 99,5%

Морфологическое отличие человеческих рас не является решающим фактором при современном половом отборе. Подтверждается тезис – расы, являются подвидами и сосуществуют без репродуктивной изоляции. По сравнению с генетически-обусловленными морфологическими расовыми отличиями функционально-поведенческие интеллектуальные отличительные признаки являются решающими. Скорость рефлексии и интеллектуальных процессов – качество, являющееся решающим при половом отборе, и, этот факт может подтверждать вектор стремления к ее увеличению в ходе эволюции. Все это может предсказывать вектор формирования и появления нового вида человека взаимодействующего.

ЦЕЛИ РОССИИ 

Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Л.Н.Толстой (1828-1910) 

Заповеди поведения, мораль, этика и российское общество. В исторический период рождения Христа, когда количество человечества было около 100-500 млн, было актуально и принято 10 заповедей (декалог) поведения человека (в других религиях – аналогичные правила, содержащие предписания по поведению). Но с того момента ситуация кардинально изменилась, более чем на целый порядок, - количество людей возросло в десятки раз. Наметившееся формирование интеллектуальной системы человечества может предопределять, как за счет объективных закономерностей (ноогенеза, эволюции и экологии интеллектуальных систем), так и за счет морали (формы общественного сознания, выполняющей функции регулирования поведения человека) некоторое видоизменение общеприемлемых для людей целеустремленностей, этики и этологии (науки о поведении). Попробуем из вышеизложенного определить прогнозируемые цели для россиян, как носителей интелсистем и компонентов интелсистемы человечества, а также для макросоциума России, входящего в иерархическую структуру интелсистемы человечества.  

Возможные цели человека совместнодействующего и  макросоциума России:

1. Активно отражай объективную реальность – Мысли!

2. Стремись к размножению, особенно, «интеллектуальных» особей – Выбирай!

3. Всевозможно способствуй охране и увеличению численности человеческой популяции – Не убий, охраняй, размножайся!

4. Развивай информационные коммуникации между компонентами (людьми) – Развивай!

5. Содействуй совместным (синергетичным) интеллектуальным процессам и принятиям решений, синхронности (когерентности) при их реализации – Параметрически управляй!

6. Стремись к снижению потерь (энтропии) интеллектуальной энергии и к повышению эффективности полезных, здоровых информационных процессов; способствуй сохранению интеллектуального наследия, памяти, полезных знаний – Береги и накапливай!

7. Переноси закономерности развития интеллекта на формирование иерархии (человек–институт–государство–континент-человечество) интеллектуальной системы человечества– Строй систему!

8. Способствуй формированию двухполярной асимметрии единофункционирующей системы человечества – Стремись к двум полушариям – одному глобальному мозгу! 

9. Формируй ресурсы индивидуального и популяционного существования (продовольственные, пространственно-структурные, энергетические и пр.) – Заботься!

10. Формируй автономность человечества -  Формируй!

Россия - уникальная населенная территория и государство. Уникальность заключается в том, что нет в мире аналогичных по величине площади территорий, на которой две расы являются «коренными» (те, которые, по версии ООН, проживают более 400 лет на данной территории). Этот факт символизирован и в российском гербе единого государственное управления, в котором, при едином теле орла, одна его голова смотрит на восток, вторая – направлена на запад.Вышеобозначенные возможные цели человека (россиянина), и макросоциума (России) могут способствовать формированию стратегии поведения и управления. Стратегия - детальный всесторонний комплексный план предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии системы и достижение ее целей. (гр.strategos – искусство генерала (Александр Македонский). Цели же могут касаться: ресурсов (пространственных, временных, энергетических), возможностей и мощностей (скоростных, новых технологий, информационных, производственных), системной взаимосвязи и ответственности.

Цели государства.Государство, являясь политической организацией милли и микросоциумов, по сложившейся традиции объявляет, ратифицирует свою основную цель в основном законе – Конституции. Не вдаваясь глубоко в сравнительный исторический и международно-правовой анализ эволюции целей государств достаточно отметить, что при несформировавшейся единой интеллектуальной системе человечества отсутствовали и единые цели. В связи с этим социумами различных государств, а часто их политическими элитами, определялись на их взгляд оправданные на данный исторический момент цели. В современной цивилизации, когда человечество приближается к формированию автономной интеллектуальной системы цели существующих Конституций могут выглядеть устаревшими. Сравните например I абзац Конституции США, в котором обозначена цель: «Мы народ Соединенных Штатов, для того, чтобы формировать более лучший союз, …обеспечения общей обороны, …посвящаем и утверждаем эту Конституцию…», - с целью государства-социума Венесуэлы, по Конституции которой обозначено стремление «занять достойное место среди развитых государств».

В этой связи заслуживают внимания слова Андрея Дмитриевича Сахарова, который, в конце ХХ века, в условиях первоначально намечавшейся не деструкции, а реформирования Советского Союза, написал проект Конституции: «Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов. Цель народа Союза Республик Европы и Азии – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности. Союз стремится к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внутренних условий существования человечества и жизни на Земле в целом. Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями».

Россия является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны. Вышеизложенное дополняет высказывание А.И. Солженицына: «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла». К этим словам можно добавить: человечество, российское общество как часть его, и есть тот глобальный очаг разума, собравшись вокруг которого все люди, все нации могут и согреться и продемонстрировать красочный фестиваль единства в разнообразии и засверкать новыми гранями.

Возможно, одним из судьбоносных для миротворчества решений, могло бы стать внесение Россией инициативы в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН об утверждении рекомендаций по «унификации целей Конституций» государств-членов в соответствии с потребностью человеческой популяции как уникальной единой интеллектуальной системы на планете Земля.

К теории интеллекта макросоциума России.Все то, о чем здесь шла речь, может составить предмет теории интеллекта (интеллектуальной теории) [гр.theoria наблюдение, исследование] –  а) научного объяснения закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез), б) логического обобщения опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем), в) системы руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье и разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри разумных систем (энергия интеллектуальная) и процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности интеллектуальных систем (индивидуума и макросоцума). В ходе наших изысканий показано, что суперинтеллект реализуется в виде глобального разума. Подтверждением тому в реальной жизни может быть то, что в настоящее время начинают появляться характерные для автономности регулятивные функции (в поведении, деятельности, принятии решений) больших групп людей, а в некоторых случаях и всего человечества. Совместная глобальная высокоразумная деятельность людей, объединенных в макросоциум, привела во второй половине ХХ века к актам, отображающим единство и уровень интеллектуального потенциала человечества: основание ООН, победа над оспой путем вакцинации, использование атомной энергии и освоение космоса, организация спутникового телевидения, энергетической, телефонной, компьютерной сетей и пр. Информационные связи между людьми в наше время стали столь насыщенными, что человечество в целом следует считать носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия отдельных личностей, групп людей и человечества с внешним миром. Можно предположить, что в ХХI веке человечество приближается за счет закономерностей эволюции (роста населения Земли) и исторического развития цивилизации (науки, современных средств связи) к формированию автономного Глобального Интеллекта на планете Земля.* * *Закономерное открытие, дальнейший поиск и исследования в XXI веке формулы энергии интеллекта, происхождения, получения и применения интеллектуальной энергии, может открыть новые пути для интеллектуального потенциала России: - расширения горизонтов естествознания, прогнозирования развития информационных сетей между гражданами, развития интеллектуальной энергетики государства, - разработки рекомендаций по повышению эффективности интеллектуальных систем социумов, аккумуляции и использования интеллектуального наследия, - формирования деятельных орудий и инжиниринга инструментов необходимых и достаточных для эффективных актов реагирования на вызовы окружающей природы и космоса. Можно сказать, что период становления теории интеллекта макросоциума России, ее калибровки о критерии научности для ученого сообщества начался!

На повестку дня можно поставить разработку перспективного (например, на 100 лет) стратегического плана развития России, в который могли бы войти:- достижение уровня населения 1 млрд,- создание объективных условий по повышению интеллектуальности членов российского общества, - стремление к максимальному охвату всевозможными скоростными коммуникационными системами всего населения на всей территории и интеллектуальному ускорения социальных взаимодействий,- меры по накоплению и долгосрочному хранению «памяти» на материальных носителях,- высокомотивированная деятельность по совершенствованию российской Конституции и международная политика по унификации целей в конституциях других стран.

Ну а к прогнозам реальности воплощения этих идей стоит вспомнить слова К.Э.Циолковский (1857-1935): «Действительность почти всегда опережает воображение пророков... Невозможное сегодня станет возможным завтра».      

Литература для чтения по теме

1.      Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 248 c.

2.      Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.

3.      Губайловский В. Избыточность доступа // Что нового в науке и технике. 2005, №5, с.26-35.

4.      Еремин А.Л. Информация и здоровье. С-Пб: МАНЕБ, 2001. 164 с.

5.      Еремин А.Л. Биофизические основы эволюции разума человечества // Биофизика РАН, 2003. Т.48, №3. С. 573

6.      Еремин А.Л. От интеллекта индивидуума к интеллекту человечества // Природа РАН, 2004. №4. С. 23-28.

7.      Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: Сов.Куб. – 356 с.

8.      Иваницкий Г.Р. Нейроинформатика и мозг. М.:Знание, 1991. 63 с.

9.      Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Москва, 1999. 196 с.

10.  Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев: Вища школа, 1981. 320 с.

11.  Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. М.:Наука,1990. 183 с.

12.  Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека / Ред. Н.П.Бехтерева. Л.:Наука, 1988. 677 с.

13.  Пайк М. Internet в подлиннике. СПб.:BHV-Санкт-Петербург, 1996. 640 с.

14.  Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Москва: АМН СССР, 1952. - 280 с.

15.  Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л.:Наука, 1986. 192 с.

16.  Тейяр де Шардена П. Феномен человека, М.:Айрис-пресс, 2002. – 352 с.

17.  Фарбер Д.А. Онтогенез мозговых структур// Естественнонаучные основы психологии (под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына). М.:Педагогика, 1978. С. 255-277.

18.  Хакен Г. Принципы работы головного мозга. - М.: ПЕР СЭ, 2001.351 с.

19.   Amelan R. From information society to knowledge societies // The new Courier/UNESCO, 2003. №3. P. 29-33.



* - работа по открытию формулы интеллектуальной энергии удостоена Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве РФ звания лауреата III Всероссийского конкурса «Наука – обществу 2004»

 

Еремин А.Л.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.