ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

§ 43. Жизнь Якова Бёме

Л. Фейербах: История философии. Том I. Яков Бёме



назад в содержание

Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза
Яков Бёме родился в 1575 г. в старом Зейденбурге, бывшем местечке, недалеко от Герлица в Оберлаузице. Его родители были бедные крестьяне. В свои юные годы, как рассказывают, он имел несколько таинственных явлений. Так, однажды, удалившись от крестьянских мальчиков, с которыми он обычно пас в поле скот, и взойдя на ближнюю гору, на вершине коей он нашел вход в пещеру, он заметил большой сосуд с золотом, который так напугал его, что он поспешно убежал. Но затем он уже не видел этой пещеры открытой. Научившись в сельской школе читать и кое-как писать, он был отдан в учение к сапожнику; выучившись своему ремеслу и возвратившись из путешествий, в 1594 г. он стал сразу мастером и супругом.

Яков Бёме усердно посещал церковь и читал Библию. Но он читал также другие как религиозные, так и алхимические и натурфилософские сочинения, например Парацельса, а затем развил свой ум в обществе ученых, как это доказывают его сочинения и прямые заявления по этому поводу. Так, уже в своей “Авроре” (гл. 10, § 27) он говорит: “Я читал много сочинений великих мастеров”. Религиозные споры его времени, бередившие его душу, внешний случай, а именно видение блестящего оловянного сосуда, внезапно нарушившее благодаря живой фантазии его душевное равновесие, последовавшее затем душевное возбуждение, не вызванное никаким внешним поводом, и прежде всего собственный дух, гений побудили его сделать свое перо громоотводом перегруженной и возбужденной души. Первым плодом его духа, или, говоря его языком, озарений, была “Аврора”, написанная в 1612 г. Многие неправильно считают её лучшим из его сочинений, тогда как позднейшие сочинения далеко превосходят её по ясности, точности и определенности, поскольку эти свойства вообще присущи Якову Бёме; но именно как первое, самое грубое, непосредственное, некритическое произведение его ума это самое интересное и важнейшее из его сочинений. Я. Бёме говорит сам о своей “Авроре”: “Бог был столь милостив, что мы в других написанных книгах писали гораздо яснее, чем в первой”. “В некоторых местах это имеет ещё почти магический смысл” (Первая апология против Б. Тилькена, пр. 44, 59). Он писал “Аврору” только для себя самого. Но благодаря одному “знакомому дворянину”, который посетил Якова Бёме, видел рукопись, попросил её и, заинтересовавшись ею, поспешно велел переписать, она стала известна, между прочим, также старшему священнику в Герлице Григорию Рихтеру, который публично с кафедры осудил её и самого автора. Якову Бёме, который при этом вульгарном нападении духовной ограниченности и злобы обнаружил большое смирение и достоинство, было запрещено писание книг, а он сам был на некоторое время выслан из города, но вскоре торжественно возвращен. Шесть или семь лет Яков Бёме, выполняя приказание начальства, не писал, но наконец, побуждаемый к тому же своими друзьями, предпочел веление духа запрещению начальства и до конца своей жизни был деятельным писателем. В позднейшие годы он оставил даже свое ремесло ввиду “постоянного занятия писанием” (34-е теософическое послание).

В 1624 г. во время путешествия он заболел горячкой и больной был привезен домой в Герлиц. Он умер в ноябре того же года. За несколько часов до смерти он спросил своего сына Тобию, слышит ли тот прекрасную музыку. После отрицательного ответа он велел ему открыть дверь, чтобы лучше слышать пение. Затем спросил, который час. Услышав в ответ, что пробило два часа, он возразил: “Это ещё не мое время, мое время через три часа”. Едва пробило шесть часов, как он скончался, сказав на прощание своим родственникам: “Теперь я иду в рай”.

Жизнь Якова Бёме описал силезский дворянин Авраам фон Франкенберг. Он изображает личность Бёме так: “Его наружность была невзрачна, он был низкого роста, с низким лбом, выдающимися висками, немного изогнутым носом, седой, с почти небесно-голубыми глазами, как окна в храме Соломона, с короткой жидкой бородой, низким голосом, но приятной речью, сдержанными движениями, скромный в словах, кроткий в обращении, терпеливый в страданиях, смиренный сердцем”. Его сочинения выходили во многих изданиях: 1675, 1682, 1715, 1730 гг., новейшее (Лейпциг, 7 томов, 1831—1847) Шиблера. “Основательное извлечение из всех... сочинений Якова Бёме”, или “Clavicula ключ к его необычным выражениям”, появилось в 1718 г. в Амстердаме. Подробный обзор литературы о Якове Бёме и его учении содержит сочинение: Гамбергер. Учение немецкого философа Якова Бёме. Мюнхен, 1844.

назад в содержание

Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.