| Разделы сайта:   
    
 | 
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
 НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 Если  мы  абстрагируемся  от  наидревнейших  
письменных,  памятников, обнаруженных на территории Древней  Индии,  
то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500-1700 лет  до н. э.), 
которые до сих  пор еще полностью не расшифрованы, являются  первым 
источником  информации  о жизни  (совместно с археологическими  
находками)  древнеиндийского  общества  -  так  
называемая ведическая  литература.  Речь  идет  об  
обширном  наборе  текстов,  которые составлялись в  течение 
приблизительно девяти  столетий (1500-600  лет до н. э.). Однако и в  
более  поздний  период создаются произведения,  которые  по 
своему  содержанию  относятся к этой  литературе.  
Ведические  тексты  - это литература  преимущественно  
религиозного  содержания,  хотя  ведические памятники 
не только являются ценным источником  информации о  духовной жизни 
своего времени,  но и  содержат много сведений  об  
экономическом  развитии, классовой и социальной  структурах  
общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.    
Ведическая  литература формировалась в  течение длительного и  
сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских 
ариев в Индию,  их  постепенным  заселением  страны  
(сначала  северных  и  средних областей)  и  
завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих 
обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения,  
и первоначально кочевые и пастушеские племенные  общества  ариев 
превращаются в классово дифференцированное  общество с развитым 
земледелием, ремеслами  и  торговлей, социальной структурой и  
иерархизацией,  содержащей четыре  главные  варны  
(сословия).  Помимо брахманов  (священнослужителей и монахов)  
здесь  были  кшатрии  (воины  и  представители  
прежней  племенной власти),  вайшьи  (земледельцы, ремесленники  
и  торговцы)  и  шудры  (масса непосредственных 
производителей и преимущественно зависимого населения).    
При этом данная социальная структура  начинает  развиваться  и 
образует основу  позднейшей чрезвычайно  сложной системы  каст.  
В процессе  генезиса древнеиндийской культуры  ведического периода 
участвуют различные этнические группы  жителей  тогдашней  
Индии.  Кроме  индоевропейских  ариев  это,  в 
частности, дравиды и мунды.    Традиционно  
ведическая  литература  разделяется  на  несколько  
групп текстов.  Прежде  всего  это  четыре  Веды  
(буквально:  ведение - отсюда  и название всего периода  и его 
письменных памятников);  старейшая и важнейшая из  них  - Ригведа 
(знание гимнов) - сборник  гимнов,  который  формировался 
относительно длительное  время и  окончательно сложился к  XII в.  
до  н. э. Несколько .более  поздними являются брахманы (возникающие 
примерно с Х в. до н.  э.)  -  руководства  ведического  
ритуала,  из  которых  важнейшее  - 
Шатапатхабрахмана  (брахмана  ста  путей).  
Конец  ведического  периода представлен    
очень   важными   для   
познания   древнеиндийского религиозно-философского  
мышления  упанишадами.  Ведическая  литература,  к 
которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь только 
Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.    
Ведические  тексты,  возникающие  на  фоне  пестрого  
и  длительного исторического процесса, не являются  монолитной 
системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от 
архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных 
религиозных (частично и мистических) спекуляций до первых попыток формировать 
философские взгляды на мир и место человека в нем.    
Ведическая религия -  это  сложный,  постепенно развивающийся  
комплекс религиозных и  мифологических представлений и  
соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскальзывают частично 
архаические индоевропейские представления  (восходящие к  тем 
временам,  когда арии задолго до прихода в Индию жили вместе с другими 
индоевропейскими племенами на общей  территории) индоиранского  
культурного  слоя  (общего  индийским  и  
иранским  ариям). Завершается  формирование  этого  
комплекса  на  фоне  мифологии  и  культов туземных (не 
индоевропейских) обитателей Индии.  Ведическая религия является 
политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем  иерархия  
богов не  является  закрытой,  одни  и  те  же  
свойства  и  атрибуты  попеременно приписываются  различным  
богам. В Ригведе  важную  роль играет Индра -  бог грозы  и  
воитель,  который  уничтожает  врагов  ариев.  
Значительное  место занимает  Агни  -  бог огня, посредством  
которого  исповедующий Веды  индус приносит жертвы  и таким  
образом  обращается к остальным богам.  Продолжают список  
божеств  ригведского  пантеона  Сурья  (бог  
солнца),  Сома  (бог одноименного опьяняющего напитка, используемого 
при  ритуалах), Ушас (богиня утренней  зари),  Дьяус  (бог  
небес), Ваю  (бог  ветров)  и многие  другие. Некоторые  
божества,  как, например,  Вишну, Шива или Брахма,  пробиваются в 
первые  ряды  божеств  только  в  более  поздних  
ведических  текстах.  Мир сверхъестественных существ дополняют 
различные духи  -  враги богов и  людей (ракшасы и асуры).    
В  некоторых  ведических  гимнах  мы встречаемся  со. 
стремлением найти общий  принцип, который  мог  бы  
объяснить  отдельные  явления  и  процессы окружающего  
мира. Этим принципом является универсальный космический порядок ( рта  ),  
который  властвует  над всем,  ему  подчинены  и  
боги. Благодаря действию  рта  движется солнце,  рассвет  
прогоняет  тьму, сменяются времена года;  рта  -  это 
принцип, который  руководит  течением человеческой жизни: рождением и 
смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта -  безличный принцип, иногда его 
носителем и хранителем  выступает бог Варуна, наделенный огромной и 
неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".    
Основой  ведического  культа  является  жертва,  
посредством  которой последователь  Вед обращается  к  
богам,  чтобы обеспечить выполнение  своих желаний.  Жертва  
всемогуща, и  если правильно  принесена, то  положительный 
результат обеспечен, ибо  в  ведическом ритуале работает принцип "даю, 
чтобы ты  дал".  Ритуальной  практике  посвящена  
существенная  часть  ведических текстов,  в частности  
брахманы,  где  отдельные  . аспекты  разработаны  до 
мельчайших деталей. Ведический ритуализм,  касающийся практически  
всех сфер жизни  людей,  гарантирует  особое положение брахманам, 
бывшим  исполнителям культа.    Среди  
множества  гимнов  Ригведы,  обращенных  к  
различным  богам  и воспроизводимых  при  
ритуалах,  есть  и  первые  проблески  
сомнения  в необходимости  жертвы,  в  силе  богов,  
сомнению  подвергается  и  само  их существование.  
"Кто  такой  Индра?"  -  спрашивает  автор  одного  
гимна  и отвечает:  "О  нем многие говорят,  что  он  
не существует". В другом  месте читаем: "Некоторые говорят, что Индра не 
существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не  
знаем того, кто создал этот мир",- констатируется в одном  месте, а в 
другом ставится вопрос: "Что это  было за древо, что это был за ствол, из 
которого вытесали небо и землю?"    Важным  в  
этом  отношении  является  гимн,  в  
котором  выступает первосущество  Пуруша, которое  боги  
принесли в  жертву  и из  частей  тела которого  
возникают земля,  небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, 
социальные  сословия  (варны), ритуальные предметы, а также  и 
сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров,  
который является "всем-  прошедшим  и будущим". В  
послеведический период его  образ теряет  все  антропоморфные  
черты  и  в некоторых философских  направлениях заменяется 
абстрактным  символом первоначальных субстанций. В  другом  гимне 
основное внимание  уделено  поискам  неизвестного бога,  
который дает жизнь, силу,  руководит всеми богами и людьми  и который  
сотворил мир. Каждый стих кончается  вопросом: "Кому  приносить  
жертвы?",  и  только  последний  стих (который  
является  более поздним  прибавлением) на  этот  вопрос  
отвечает. Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный 
символ первичной силы творения.    Деструкция 
традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется, в  частности,  
в  космологическом  гимне,  называемом  
Насадил,  который принадлежит к более поздним частям Ригведы. 
Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не 
было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, дня  и  
ночи. Было только то  единое (тад экам), понимаемое как нечто  
аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания,  которое  
само по  себе дышало. "Кроме этого, ничего другого  не было, тьма была 
вначале, тьма, покрытая тьмою,  все это [было]  неразличимою водою",  
наделенной принципом  перемены самой себя  на более высоком  
уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в 
тексте только  обозначен.  Участвуют  в  нем,  в 
частности,  тапас  (тепло)  и кама (стремление, желание) как 
самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм,  а  
частично  и  спекулятивный  характер  текста  
проявляются  в заключении, где автор спрашивает:    
"Кто  может  сказать, откуда  возникло  это  творение?  
Боги  появились [только]  с  созданием  этого  
[мира]... Откуда  все  возникло,  откуда  все образовалось? 
Возникло само или нет? Тот, кто  на  наивысшем  небе следит за 
этим [миром], тот знает.  Определенно он [это] знает или не  знает?" 
Гимн не является целостным изложением генезиса  мира, многое  он  
лишь обозначает  и формулирует  вопросы,  на  которые  
не  отвечает.  Это  открывало  широкие возможности  
для позднейших  спекуляций и  интерпретаций; различным  образом 
толкуют этот гимн и современные исследователи.    И  
в  более  поздних  ведических  текстах  -  
брахманах  -  встречается высказывание  о происхождении  и  
возникновении  мира.  В  некоторых  местах развиваются 
старые положения о воде как первосубстанции,  на  основе которой 
возникают  отдельные  стихии,  боги  и весь мир.  
Процесс  генезис  '  часто сопровождается  спекуляциями  
о  влиянии Праджапати, который понимается  как абстрактная творческая  
сила,  стимулирующая  процесс возникновения, мира, а его  образ  
.лишен антропоморфных черт. Кроме  того, в брахманах встречаются положения,  
указывающие на различные, формы  дыхания ( прана ) как первичные проявления 
бытия. Здесь речь идет  о представлениях, первоначально связанных с  
непосредственным  наблюдением  человека  (дыхание  как  
одно  из  главных проявлений  жизни),  спроецированных,  
однако,  на  абстрактный  уровень  и понимаемых как 
основное проявление бытия.    Брахманы  являются 
прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культовая практика 
и связанные с нею мифологические изложения - это их  главное  
содержание.  В  брахманах  мы  не  находим  
никакой  целостной религиозно-философской  системы, хотя в  
них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной 
темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.    
Упанишады  (буквально:  "сидеть  около")   Здесь  
-  сидеть  около учителя,  чтобы  выслушать  его 
изложение содержания  данных  текстов. образуют  завершение  
ведической  литературы.  Староиндийская  
традиция насчитывает  их  в  целом  108,  сегодня  
известно  около трехсот  различных упанишад. Преобладающая масса  
текстов возникла в конце ведического  периода (ок. VIII-VI  вв.  
до  н.  э.), и  взгляды, которые  в них  развиваются, 
уже некогда  модифицированы  и  находятся под  влиянием  
других,  более  поздних философских направлений.  Старейшими и  
важнейшими являются  Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более 
поздними-Айтарея, Кена, Каушитаки и ряд других.    В  
упанишадах  весь  комплекс  ведической  
идеологии,  в  частности абсолютизация жертвы и  ее 
всепроникающей силы, подвергнут  ревизии.  Однако упанишады не дают 
целостной системы представлений о мире,  в них можно найти лишь  массу 
разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления, интерпретации  
жертвенной  символики  (часто  на  мистической  
основе)  и спекуляции жрецов  перемежаются в них со смелыми 
абстракциями, которые можно охарактеризовать  как  первые  
формы  действительно  философского  мышления Древней Индии. 
Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое истолкование 
явлений мира,  согласно которому в качестве  первоосновы  бытия 
выступает универсальный принцип-безличное сущее  ( брахма ), 
отождествляемое также с  духовной  сущностью каждого индивида  ( 
атман  ). Концепция  брахмы восходит к давним ведическим попыткам 
найти основу того, что сообщает жертве ее  всемогущую  силу  
и  в  конечном  понятии  представляет  
универсальный космический принцип. В  упанишадах  брахма  
является  абстрактным принципом, полностью лишенным  прежних 
ритуальных  зависимостей  и  предназначенным для постижения 
вечной, вневременной  и надпространственной, многоликой  сущности 
мира.  Понятие  атман используется  для  обозначения 
индивидуальной духовной сущности, души, которая, как уже говорилось, 
отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Эта констатация 
идентичности  различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого  
индивида с универсальной сущностью  всего окружающего мира являются ядром 
учения упанишад.    Неотделимой частью этого учения 
является концепция круговорота  жизни ( самсара  )  и  тесно 
с  нею  связанный  закон  воздаяния  (карма).  
Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается  как 
определенная форма  бесконечной цепи перерождений,  имеет  свое 
начало  в  анимистических представлениях исконных  жителей. 
Индии.  Оно  также  связано  с наблюдением определенных  
циклических  природных  явлений, с попыткой  их интерпретации. 
Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта 
мысль абсолютизируется и возводится  в один из главных тезисов.  Закон 
кармы диктует  постоянное  включение  в круговорот  
перерождений  и  детерминирует будущее  рождение,  которое 
является результатом  всех деяний предшествующих жизней. Только тот,  
свидетельствуют  тексты, кто  совершал благие действия, жил в  
согласии с действующей моралью,  родится в будущей жизни как брахман, 
кшатрия или  вайшья. Тот,  чьи действия не  были правильны, может  
в будущей жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман 
попадет в телесное хранилище  животного;  не  только варны,  
но и все, с  чем  человек встречается в жизни, определено кармой.    
Здесь  представлена  своеобразная  попытка  объяснить  
имущественные  и социальные  различия  в  
обществе  как  следствия  этического  результата 
деятельности  каждого  индивида в прошлых  жизнях.  Таким 
образом, тот,  кто действует  в  соответствии  с  
существующими  нормами,  может,  согласно упанишадам, 
подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.    
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не  
существуют,  впрочем  как  не  существует  
и  человек,  ограниченный пространством  и  временем.  
Атман,  когда  покидает  тело,  сожженное  на 
погребальном костре, под  влиянием кармы принужден постоянно  
возвращаться в этот круговорот,  находить следующие  воплощения,  
или, как говорят  тексты, идти путем  отцов ( питръяна ).  
Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном  осознании 
тождества атмана  и брахмы, и  лишь тот, кто это единство осознает, 
освобождается из бесконечной  цепи перерождений (самсары) и  
возносится над радостью и скорбью, жизнью и  смертью. Его  
индивидуальная душа возвращается  к  брахме, где и  остается  
вечно,  выйдя  из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады, 
путь богов ( деваяна ).    Основные  тезисы 
упанишад бесчисленное  количество раз  комментируются, развиваются и 
освещаются с различных точек зрения.    Упанишады в  
основном идеалистическое учение,  однако оно не целостно в этой основе, так 
как в нем встречаются взгляды, близкие к  материализму. Это относится, в 
частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал  целостной 
материалистической  доктрины. Уддалака приписывает творческую силу  
природе. Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и 
пищи (земли).  И  даже  атман  является  материальной  
прасущностью  человека.  С материалистических  позиций  
отбрасываются представления,  согласно  которым вначале мира было 
не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и весь мир явлений и 
существ.    Упанишады являются выдающейся попыткой 
поколебать монопольное положение брахманов  в  идеологии и духовной  
жизни общества.  Не  случайно  мыслители упанишад в большинстве  
происходили из  варны кшатриев, а иногда и  вайшьев. Это является  
следствием изменений в экономическом положении отдельных варн, которые завершили 
свое формирование к концу ведического периода.    
Упанишады  имели большое влияние  на  развитие  последующего 
мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре  и карме становится 
исходным положением для  всех  последующих религиозных  и  
философских  учений,  за  исключением материалистических.  
Ко  многим идеям  упанишад  часто  обращаются некоторые 
более поздние философские школы, прежде всего веданта.
 |  |