Разделы сайта:
|
УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в
староиндийском обществе начинают
происходить большие изменения. Значительно
развивается аграрное и
ремесленное производство, торговля, углубляются
имущественные различия между
членами отдельных варн и каст, меняется
положение непосредственных
производителей. Постепенно усиливается власть монархии,
приходит в упадок и
теряет свое влияние институт племенной власти.
Возникают первые большие
государственные образования. В III в. до н. э. под
властью Ашоки в рамках
единого монархического государства объединяется
практически вся Индия.
Важным компонентом социальной и экономической системы
остается община, в
которой происходят, однако, некоторые изменения.
Углубляется имущественная
дифференциация между членами общин, и все заметнее
выделяется верхний слой,
который сосредоточивает в своих руках экономическую
и политическую силу;
возрастает число зависимых граждан и наемных работников.
Это также и время поисков в религиозно-философской
сфере. Традиционный
ведический ритуализм и старая, часто примитивная
мифология не соответствуют
новым условиям. Возникает ряд новых доктрин,
принципиально независимых от
идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих
привилегированное положение
брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу
о месте человека в
обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно
образуются отдельные
направления и школы, естественно с различным
теоретическим подходом к
насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское
значение приобретают
прежде всего учения джайнизма и буддизма.
Джайнизм. Основателем джайнистского учения
считается Махавира
Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты
нет), происходил из
богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В
возрасте 28 лет он
покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и
философских рассуждений
прийти к принципам нового учения. Потом он
занимался проповеднической
деятельностью. Сначала он нашел учеников и
многочисленных последователей в
Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по
всей Индии. Вардхаману
называют также Джина (Победитель- имеется в виду
победитель над круговоротом
перерождений и кармой). Согласно джайнистской
традиции, он был только
последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов
пути), учение которых
возникло в далеком прошлом. Джайнистское
учение длительное время
существовало лишь в виде устной традиции, и
сравнительно поздно (в V в. н.
э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко
отличить изначальное ядро
джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и
дополнений.
Джайнистское учение, в котором (как и в других
индийских системах)
религиозные спекуляции смешиваются с
философскими рассуждениями,
провозглашает дуализм. Сущность личности человека
двояка - материальная (
аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между
ними является карма,
понимаемая как тонкая материя, которая образует
тело кармы и дает
возможность душе соединяться с грубой материей.
Соединение неживой материи с
душой узами кармы приводит к возникновению
индивида, а карма постоянно
сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты подробно
разработали концепцию кармы и различают восемь видов
разных карм, которые
имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы
негативно влияют на
главные свойства души, которые она, согласно
джайнистам, приобрела, будучи
совершенной в своей естественной форме. Добрые
кармы удерживают душу в
круговороте перерождений. И лишь когда человек
постепенно избавится от злых
и добрых карм, произойдет и его освобождение от
пут самсары. Джайнисты
верят, что человек при помощи своей духовной сути
может контролировать
материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает,
что добро и зло и к
чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог -
это всего лишь душа,
которая когда-то жила в материальном теле и освободилась
из пут кармы и цепи
перерождений. В джайнистской концепции бог не
рассматривается как бог-творец
или бог, который вмешивается в человеческие дела.
Освобождение души из-под влияния кармы и самсары
возможно лишь при
помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому
джайнизм уделяет большое
внимание разработке этики, традиционно называемой
три драгоценности (
триратна ). В ней говорится о правильном понимании,
обусловленном правильной
верой, о правильном познании и вытекающем отсюда
правильном знании и,
наконец, о правильной жизни. Первые два принципа
касаются прежде всего веры
и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в
понимании джайнистов, по
сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам,
различным ступеням и
формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь
освобождения души от
самсары - сложный и многофазный. Целью является личное
спасение, ибо человек
может освободиться лишь сам и никто ему не может
помочь. Этим объясняется
эгоцентрический характер джайнистской этики. В
этических принципах,
разработанных прежде всего для членов джайнистских
общин, подробно изложены
различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них
абсолютизированы, в
частности, принципы непричинения зла живым существам,
принципы, касающиеся
полового воздержания, отстранения от мирского
богатства; определяются нормы
деятельности, поведения и т. д.
Составной частью джайнистского канона
являются также различные
умозрительные построения, например об упорядочении
мира. Космос, согласно
джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не
может быть уничтожен.
Представления об упорядочении мира исходят из
науки о душе, которая
постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые
ею в большей степени
обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того
как они избавляются от
кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не
достигнут наивысшей
границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения
об обеих основных
сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах,
из которых состоит
космос, о так называемой среде покоя и движения, о
пространстве и времени.
Содержатся в нем кроме всего прочего и
мифологические предания, которые
касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и
легенды, связанные с
личностью Вардхаманы, и описания преисподней и
серединного мира (нашей
Земли).
С течением времени в джайнизме сформировалось два
направления, которые
отличались, в частности, пониманием аскезы.
Ортодоксальные взгляды
отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е.
отвергающие одежду),
более умеренный подход провозглашали шветамбары
(буквально: одетые в белое).
Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился
в Индии и поныне.
Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии
возникает буддизм - учение,
основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно
583-483 до н. э.), сын
правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного
Непала). В возрасте 29
лет (вскоре после того, как у него родился сын), не
удовлетворенный жизнью,
он покидает семью и уходит в "бездомность". После
многих лет бесполезной
аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е.
постигает правильный
жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно
традиции, впоследствии
он был назван Будда (буквально: Пробужденный)
Будда - буквально
"пробужденный", иногда неточно переводиться
как "просвещенный",
"просветленный" . В течение жизни у него было много
последователей.
Вскоре возникает многочисленная община монахов и
монахинь; его учение
приняли и большое количество людей, ведущих светский
образ жизни, которые
стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина долго существовала лишь в
устной традиции, а
канонические тексты были записаны через
несколько столетий после
возникновения учения. Со временем буддийская традиция
окружила жизнь Будды
множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а
его фигура постепенно
приобретала божественный характер.
Не легко реконструировать самую древнюю форму
буддийского учения, тем
не менее сейчас исследователи в основном пришли к
согласию относительно
основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.
Центром учения являются четыре благородные
истины, которые Будда
провозглашает в самом начале своей проповеднической
деятельности. Согласно
им, существование человека неразрывно связано со
страданием. Рождение,
болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и
расставание с приятным,
невозможность достичь желаемого - это все ведет к
страданию (1). Причиной
страдания является жажда ( тршна ), ведущая через
радости и страсти к
перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин
страдания заключается в
устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к
устранению страданий,- благой
восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное
суждение, правильное
решение, правильная речь, правильная жизнь,
правильное стремление,
правильное внимание и правильное сосредоточение.
Отвергается как жизнь,
посвященная чувственным удовольствиям, так и путь
аскезы и самоистязания
(4).
Согласно буддийской традиции, эти идеи
составляли содержание первой
проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается
ясностью концепции,
скорее напоминает торжественное провозглашение
основ учения, а
использованные термины весьма неопределенны.
Буддийский канон четырех благородных истин
подробно комментируется,
развивается и излагается в разных аспектах. Для этих
целей создается сложный
понятийный аппарат. В частности, говорится о
факторах, которые образуют
личность индивида. Всего выделяется пять групп
этих факторов. Кроме
физических тел ( рупа ) существуют психические, такие,
как чувства, сознание
и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на
эти факторы в течение
жизни индивида. Особое внимание уделяется
дальнейшему уточнению понятия
"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и
влияние, выделяются три
главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама
), жажда воплощения (
бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ).
Постепенно понятием "жажда"
замещается понятие рага (желание, стремление), а вся
эта сторона учения
приобретает несколько иное содержание. Кроме того,
возникает еще одна
концепция, которая указывает в качестве причины
страданий незнание ( авидья
) - здесь незнание истинного пути, ведущего к
освобождению от страданий,- и
исходя из этого конструируется сложная,
двенадцатичленная верига причин
возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание
отдельных разделов
восьмеричного пути. Правильное суждение
отождествляется с правильным
пониманием жизни как юдоли скорби и страданий,
правильное решение понимается
как решимость проявлять сочувствие ко всем живым
существам. Правильная речь
характеризуется как бесхитростная, правдивая,
дружественная и точная.
Правильная жизнь заключается в соблюдении
предписаний нравственности -
знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила),
которых должны
придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это
следующие принципы:
не вредить живым существам, не брать чужого,
воздерживаться от запрещенных
половых контактов, не вести праздных и лживых
речей и не пользоваться
опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и
остальные ступени
восьмеричного пути, в частности последняя ступень -
вершина этого пути, к
которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые
лишь как подготовка к
ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое
четырьмя степенями
погружения ( джхана ), относится к медитации и
медитационной практике. В
текстах ей уделяется весьма много места,
рассматриваются отдельные аспекты
всех психических состоянии, которые сопровождают
медитацию и медитационную
практику.
Путь к освобождению от самсары открыт только
монахам, однако, согласно
учению Будды, соблюдение этических принципов и
поддержка общины (сангха)
могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю
спасения в каком-то из
будущих существовании и многочисленным группам
светских буддистов. Монах,
прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью
медитации пришедший к
освобождающему познанию, становится архатом, святым,
который стоит на пороге
конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь
подразумевается не
гибель, но выход из круговорота перерождений.
Человек этот уже не
переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как
говорится в текстах
- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается
масло".
Сравнительно быстро начинают формироваться
различные направления и
школы буддизма, которые развивают исходное учение и
стремятся ответить на
вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время
некоторые направления
ассимилируют многочисленные элементы других религий, в
частности индуизма,
провозглашают концепции, весьма отличающиеся от
буддийских.
Наиболее последовательно исходного учения
Будды придерживалось
направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь
к нирване полностью
открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь.
Другие школы буддизма
указывают на это направление лишь как на
индивидуальную доктрину, не
подходящую для распространения учения Будды. В
учении махаяны ("большая
повозка") важную роль играет культ бодхисатв -
индивидов, уже способных
войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной
цели из-за того, чтобы
помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно
принимает страдания
и чувствует свое предопределение и призвание
заботиться о благе мира так
долго, пока не будут избавлены от страдания все.
Последователи махаяны
рассматривают Будду не как историческую личность,
основателя учения, а как
наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает
в трех телах, из них
только одно проявление Будды - в образе человека -
наполняет все живое.
Особое значение приобретают в махаяне обряды и
ритуальные действия. Будда и
бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд
понятий старого учения
(например, некоторые ступени восьмеричного пути)
наполняется новым
содержанием.
Кроме хинаяны и махаяны - этих главных
направлений - существовал и
целый ряд других школ. Буддизм вскоре после
возникновения распространился на
Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.
|
|