ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Предметы:

Глава 3

Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945)



назад в содержание

22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.

Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.

В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделены. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначительная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприемники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, активно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии.

Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие огромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, будущие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, создатель советских космических кораблей, и др.

Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них погибли в пути и в непривычных условиях обитания.

В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда заговорила об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны.

Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полководческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и советской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были использованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суворовские» и «нахимовские» училища) и т. д.

Для того привлечь на свою сторону народ, правительство решили использовать такую национальную ценность русского народа, как православную церковь, чтобы поставить ее мощное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.

В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы, организация свечных заводов и других производств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат — Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиозными конфессиями. Показательным является и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об организации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.

Интеллигенцию попытались привлечь на свою сторону путем расширения приема в Коммунистическую партию, что создавало видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

Появление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».

Одиозным в глазах западного мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске Коммунистического Интернационала.

Доказательством движения СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.

Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.

Следует признать эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее основная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи ему в войне с Германией. После нападения Германии СССР стал равноправным членом антигитлеровской коалиции и играл в ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Европе увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел убедить западные страны оказать ему дипломатическую и особенно экономическую поддержку уже в 1941 г.

Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в период войны трехстороннее соглашение — протокол о поставках, которым оговаривалось свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.

Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны, которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое значение, особенно для начального периода войны, когда советская экономика еще только перестраивалась на военные рельсы. Первые западные танки и самолеты были использованы Советским Союзом в ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных средств.

Выделяется три этапа в развитии военной экономики Советского Союза. Первый приходился на вторую половину 1941 — первую половину 1942 гг. Это был самый сложный этап в истории Советского государства, когда от него была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40% населения, производилось 68% чугуна, 58% — стали и алюминия, 40% — железнодорожного оборудования, 65% — угля, 84% — сахара, 38% — зерна. В руках гитлеровцев оказались железная руда Кривого Рога, марганец Никополя, уголь Донбасса. Металлургия страны вернулась к уровню первой пятилетки. Совершенно исчез прокат цветных металлов. В целом промышленное производство в стране за один год сократилось в 2 раза.

На этом этапе были приняты меры по налаживанию деятельности промышленных предприятий в восточных районах страны. В течение года сюда удалось эвакуировать около 2,5 тыс. промышленных предприятий. 700 из них принял Урал.

На втором этапе, который пришелся на вторую половину 1942 г. - 1944 г. советская военная экономика, стала действовать как хорошо отлаженный механизм. Уже к концу 1942 г. СССР выпускал больше вооружений, чем фашистская Германия. К концу войны советская страна производила самолетов, танков, артиллерийского и автоматического оружия больше, чем все другие страны, участвовавшие во второй мировой войне, уступив лишь США по производству самолетов. Урал в годы войны давал 40% военной продукции. Если сопоставить производство военной продукции двух стран, основных противников в войне, СССР и Германии, то получится следующая картина: Германия произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоходных орудий, 90 тыс. самолетов, 320 тыс. артиллерийских установок, а СССР соответственно — 103, 112 и 482.

Поскольку уже в 1944 г. стало ясно, что советская экономика произвела такое количество вооружений, которого достаточно для обеспечения победы, во второй половине 1944 г. были приняты меры по частичной реконверсии промышленных предприятий, и начался третий этап в развитии советской экономики, который продолжался до конца войны. Необходимость этого объяснялось тем, что производство предметов потребления в Советском Союзе находилось в годы войны на уровне начала 20-х гг., а сельское хозяйство было в жесточайшем кризисе.

Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые в первые же месяцы войны были оккупированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного времени. Они выступали с лекциями и концертами на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.

Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие необходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была достаточно эффективна.

Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.

В годы Великой Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того именно для крестьянства полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.

Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.— 80 млн. Все население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снабжения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система коммерческих магазинов и ресторанов.

В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов, принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало «добровольные» подписки на самолеты, танки и т. п.

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995(либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Великая Отечественная война 1941–1945. М., 1965. (материалистическая). Великая Отечественная война 1941-1945. М.,1998-1999. В 4-х кн. (либеральная). Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная). Другая война.1939-1945 / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.,1996 (либеральная). Городецкий Г. Миф «Ледокола»: Накануне войны. М., 1995 (материалистическая). Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? / Под ред. Г.А. Бордюгова, М. 1995. (материалистическая). Некрич А. 1941, 22 июня. М.,1995. 2-е изд. (либеральная). Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991. (либеральная). Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую мировую войну? День «М». М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Безымянский Л. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. № 9 (материалистическая). Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г. // Отечественная история. 1995. № 5 (материалистическая). Борозняк А.И. 22 июня 1941: взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994. №1. (материалистическая). Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. (1935-1945 гг.). Тверь. 1995. (Рецензия-Вопросы истории 1996. № 4) (материалистическая). Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая история. 1997. №5. (материалистическая). Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. №3. (либеральная). Кнышевский П.Н. Государственный Комитет Обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. №2. (либеральная). Молодяков В.Э. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические аспекты // Отечественная история. 1997. №5 (материалистическая). Алексеев В. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация истории второй мировой войны// Урал индустриальный. Екатеринбург., 2001 - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Фашизм

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма (после Великой Октябрьской социалистической революции) и выражающей интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии.

Фашизм у власти

Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных сил империалистической буржуазии, применяющая крайние формы насилия против рабочего класса. Политика антикоммунизма, шовинизма, расизма.

Либеральное направление

Фашизм

Идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников любых форм инокомыслия; оправдания войны как средства решения межгосударственных проблем.

ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов

В различных ТЕОРИЯХ исторического процесса

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

В рамках направления участие Советского Союза в войне описано основательно. Были созданы в 40 – 80-е гг. обобщающие многотомные труды и многочисленные монографии, главное внимание в которых уделялось описанию военных действий и экономических процессов, происходивших в стране в 1941 – 1945 гг. Советские историки (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) четко разделяли два понятия: вторая мировая война (1939 – 1945 гг.), к которому Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.), в которую СССР был втянут вероломным нападением фашистской Германии. Советские историки различных поколений спорили о периодизации войны, ибо это было связано с оценкой роли Сталина и советских руководителей в ходе войны, о причинах неудач Красной Армии в начальный период войны. Война интерпретировалась как классовая, с одной стороны – ударными силами мирового империализма в лице фашистской Германии, с другой – всеми трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Война была классовая, война – жестокая, война – на физическое уничтожение. Особо подчеркивается победа Советского народа. Советское государство, выстояв и победив в Отечественной войне, показало всему миру преимущество политического и экономического строя социализма. После войны мир раскололся на две системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным самой природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на первый план выдвигают проблемы межгосударственной истории военного времени, не принимая во внимание марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом масштабе, исторической роли и задачи первого социалистического государства. На Западе всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Советского Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо обратил внимание историков на такие вопросы, как роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении, как катализатора Второй мировой войны, подготовка Сталиным в 1940 – 1941 гг. наступательной войны против Германии, подготовка войны Советским Союзом как решающей фазы в реализации идеи мировой революции.

Либеральные историки обращают основное внимание на исторические факты, связанные с правами человека в СССР. Согласно заданности интерпретации никакая великая цель не может оправдать средства, необходимые для ее достижения. Либерально-историческая логика опирается в основном на такие факты Российской истории периода войны, как: репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. Именно с раскрытия «белых пятен» в отношении государства к личности и началась перестройка в изучении истории Великой Отечественной войны. Были поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в достижении общей победы над врагом. Проблема всемирно-исторического значения победы советского народа была заменена другой – итоги и уроки войны.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Нападение Германии на Россию представляется попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

Сравнительно-теоретические   схемы

предмет изучения + исторический факт =  теоретическая интерпретация

 

№ 1. Причины и ход Великой Отечественной войны

 

Название

теории

Предмет

изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

 

Движение человека к Богу

Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое

направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Первое в мире социалистическое государство – СССР находится в окружении капиталистических стран, которые предпринимают попытки: 1)уничтожения ударными силами мирового капитализма, фашистской Гер­манией, первого в мире социалисти­ческого государства – СССР; 2) военной силой установить на территории СССР капитализм и эксплуатацию его народов со стороны капиталистической Германии. Причина победы – советский народ защищал свою Родину, социализм, СССР как базу мировой революции. Периодизация войны: 1) первый период – срыв гитлеровского плана молниеносной войны и создание условий для ее коренного перелома  (22 июня 1941 г. –  19 ноября 1942 г.); 2) второй период – начало контрнаступления под Сталинградом до форсирования Днепра и освобождения Киева – коренной перелом в ходе войны (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.); 3) третий период – полное изгнание фашистских захватчиков с Советской земли, освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция гитлеровской Германии (конец 1943 г.–9 мая 1945 г.).

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Интернациональная идеология Советского государства «Про­ле­тарии всех стран, соединяйтесь» является  открытым призывом к насильственному изменению общественно-политического строя капиталистических государств. Политика СССР в от­ношении к государствам другой полити­чес­кой системы носит агрессивный харак­тер. Тоталитарная Германия вынуждена была нанести упреждающий (превентивный) удар по потенциальному агрессору. Тоталитарные государства Германия и СССР одинаково виноваты в начале войны. Причина победы – российский народ защищал свою Родину

Всемирно-историческая:

Технологи­ческое направление

Прогресс технологиче­ский. Модернизационное развитие.

Научные открытия

Во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны.  Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

Локально-историческая

Единство  человека и территории

Попытка объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

 

 

№ 2. Исход Великой Отечественной войны

 

Название

теории

Предмет

изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу

Господь Бог защитил Святую Русь и еще раз показал необходимость единения религии и власти. Победа в войне подчеркнула богоугодность и особую духовно-историческую миссию русского народа.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое

направление

Прогресс общества.  Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Логика интерпретации направлена в сторо­ну показа значения победы Советского на­рода в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечест­венной войне показала всему миру пре­иму­щество социалистической системы над капиталистической, и социализм вышел за рамки одной страны. Возникла мировая система социализма, охватившая 1/3 мира. Начался крах колониальной системы им­пе­риализма. СССР оказывает интернациональную помощь пролетариату стран капитализма, странам социалистической ориентации, странам, строящих социализм. 

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Логика интерпретации направлена в сторо­ну показа итога и цены победы – разрушений и че­­ловеческих жертв. В итоге победы СССР укрепился тоталитарны режим в стране и были созданы подобные режимы в соседних странах. Извлекаются уроки на будущее (не допустить возникновения идеологизированных – тоталитарных государств, типа Германии и СССР), дабы не повторить в будущем массовое уничтожение народов.

назад в содержание



Вернуться на предыдущую страницу

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.