| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Лишние люди
		о произведении
Седьмой час июньского вечера. От полустанка 
				Хилково к дачному поселку плетется толпа только что вышедших из 
				поезда дачников - все больше отцы семейств, нагруженные 
				кульками, портфелями и женскими картонками. Вид у все 
				утомленный, голодный и злой, точно не для них сияет солнце и 
				зеленеет трава.
 
				 
				Плетется, между прочим, и Павел Матвеевич Зайкин, член окружного 
				суда, высокий сутуловатый человек, в дешевой коломянке и с 
				кокардой на полинялой фуражке. Он вспотел, красен и сумрачен.
 
				 
				- Каждый день изволите на дачу выезжать?- обращается к нему 
				дачник в рыжих панталонах.
 
				 
				- Нет, не каждый,- угрюмо отвечает Зайкин.- Жена и сын живут тут 
				постоянно, а я приезжаю раза два в неделю. Некогда каждый день 
				ездить, да и дорого.
 
				 
				- Это верно, что дорого,- вздыхают рыжие пантолоны. - В городе 
				до вокзала не пойдешь пешком, извозчик нужен, потом-с билет 
				стоит сорок две копейки... газетку дорогой купишь, рюмку водки 
				по слабости выпьешь. Все это копеечный расход, пустяковый, а 
				гляди - и наберется за лето рублей двести. Оно, конечно, лоно 
				природы дороже стоит, не стану спорить-с... идиллия и прочее, но 
				ведь при нашем чиновницком содержании, сами знаете, каждая 
				копейка на счету. Потратишь неосторожно копеечку, а потом и не 
				спишь всю ночь... Да-с... Я, милостивый государь, не имею чести 
				знать вашего имени и отчества, получаю без малого две тысячи в 
				год-с, состою в чине статского советника, а курю табак второго 
				сорта и не имею лишнего рубля, дабы купить себе минеральной воды 
				Виши, прописанной мне против печеночных камней.
 
				 
				- Вообще мерзко,- говорит Зайкин после некоторого молчания.- Я, 
				сударь, держусь того мнения, что дачную жизнь выдумали черти да 
				женщины. Чертом в данном случае руководила злоба, а женщиной 
				крайнее легкомыслие. Помилуйте, это не жизнь, а каторга, ад! Тут 
				душно, жарко, дышать тяжело, а ты мыкаешься с места на место, 
				как неприкаянный, и никак не найдешь себе приюта. Там, в городе, 
				ни мебели, ни прислуги... все на дачу увезли... питаешься черт 
				знает чем, не пьешь чаю, потому что самовар поставить некому, не 
				умываешься, а приедешь сюда, в это лоно природы, изволь идти 
				пешком по пыли, по жаре... тьфу! Вы женаты?  
				 
				- Да-с... Трое деток,- вздыхают рыжие пантолоны.
 
				 
				- Вообще мерзко... Просто удивительно, как это мы еще живы.
 
				 
				Наконец дачники доходят до поселка. Зайкин прощается с рыжими 
				пантолонами и идет к себе на дачу. Дома застает он мертвую 
				тишину. Слышно только, как жужжат комары да молит о помощи муха, 
				попавшая на обед к пауку. Окна завешаны кисейными занавесочками, 
				сквозь которые краснеют блекнущие цветы герани. На деревянных, 
				некрашенных стенах, около олеографий, дремлют мухи. В сенях, в 
				кухне, в столовой - ни души. В комнате, которая в одно и то же 
				время называется гостиной и залой, Зайкин застает своего сына, 
				Петю, маленького шестилетнего мальчика. Петя сидит за столом и, 
				громко сопя, вытянув нижнюю губу, вырезывает ножницами из карты 
				бубнового валета.
 
				 
				- А, это ты, папа!- говорит он, не оборачиваясь.- Здравствуй!
				 
				 
				- Здравствуй... А мать где?  
				 
				- Мама? Она поехала с Ольгой Кирилловной на репетицию играть 
				театр. Послезавтра у них будет представление. И меня возьмут... 
				А ты пойдешь?  
				 
				- Гм!.. Когда же она вернется?  
				 
				- Она говорила, что вернется вечером.
 
				 
				- А где Наталья?  
				 
				- Наталью взяла с собой мама, чтобы она помогала ей одеваться во 
				время представления, а Акулина пошла в лес за грибами. Папа, а 
				отчего это, когда комары кусаются, то у них делаются животы 
				красные?  
				 
				- Не знаю... Оттого, что они сосут кровь. Стало быть, никого нет 
				дома?  
				 
				- Никого. Только я один дома.
 
				 
				Зайкин садится в кресло и минуту тупо глядит в окно.
 
				 
				- Кто же нам обедать подаст?- спрашивает он.
 
				 
				- Обедать сегодня не варили, папа! Мама думала, что ты сегодня 
				не приедешь, и не велела варить обед. Она с Ольгой Кирилловной 
				будет обедать на репетиции.
 
				 
				- Покорнейше благодарю, а ты что же ел?  
				 
				- Я ел молоко. Для меня купили молока на шесть копеек. Папа, а 
				зачем комары сосут кровь?  
				 
				Зайкин вдруг почувствовал, как что-то тяжелое подкатывает к его 
				печени и начинает сосать ее. Ему становится так досадно, обидно 
				и горько, что он тяжело дышит и дрожит; ему хочется вскочить, 
				ударить о пол чем-нибудь тяжелым и разразиться бранью, но тут он 
				вспоминает, что доктора строго запретили ему волноваться, встает 
				и, насилуя себя, начинает насвистывать из "Гугенотов".
 
				 
				- Папа, ты умеешь представлять в театре?- слышит он голос Пети.
 
				 
				- Ах, не приставай ко мне с глупыми вопросами!- сердится Зайкин.- 
				Пристал, как банный лист! Тебе уже шесть лет, а ты все так же 
				глуп, как и три года назад... Глупый, распущенный мальчишка! К 
				чему, например, ты эти карты портишь? Как ты смеешь их портить?
				 
				 
				- Эти карты не твои,- говорит Петя, оборачиваясь. - Мне Наталья 
				их дала.
 
				 
				-Врешь! Врешь, дрянной мальчишка!- раздражается Зайкин все более 
				и более.- Ты всегда врешь! Высечь тебя нужно, свиненка этакого! 
				Я тебе уши оборву!  
				 
				Петя вскакивает, вытягивает шею и глядит в упор на красное, 
				гневное лицо отца. Большие глаза его сначала мигают, потом 
				заволакиваются влагой, и лицо мальчика кривится.
 
				 
				- Да ты что бранишься?- визжит Петя.- Что ты ко мне пристал, 
				дурак? Я никого не трогаю, не шалю, слушаюсь, а ты... сердишься! 
				Ну, за что ты меня бранишь?  
				 
				Мальчик говорит убедительно и так горько плачет, что Зайкину 
				становится совестно.
 
				 
				"И, правда, за что я к нему придираюсь?"- думает он.- Ну, 
				будет... будет,- говорит он, трогая мальчика за плечо.- Виноват, 
				Петюха... прости. Ты у меня умница, славный, я тебя люблю.
 
				 
				Петя утирает рукавом глаза, садится со вздохом на прежнее место 
				и начинает вырезывать даму. Зайкин идет к себе в кабинет. Он 
				растягивается на диване и, подложив руки под голову, 
				задумывается. Недавние слезы мальчика смягчили его гнев, и от 
				печени мало-помалу отлегло. Чувствуется только утомление и 
				голод.
 
				 
				- Папа!- слышит Зайкин за дверью.- Показать \ тебе мою насекомую 
				коллекцию?  
				 
				- Покажи!  
				 
				Петя входит в кабинет и подает отцу длинный зеленый ящичек. Еще 
				не поднося к уху, Зайкин слышит отчаянное жужжание и царапанье 
				лапок о стенки ящика. Подняв крышку, он видит множество бабочек, 
				жуков, кузнечиков и мух, приколотых ко дну ящика булавками. Все, 
				за исключением двух-трех бабочек, еще живы и шевелятся.
 
				 
				- А кузнечик все еще жив!- удивляется Петя.- Вчера утром поймали 
				его, а он до сих пор не умер!  
				 
				- Кто это тебя научил прикалывать их?- спрашивает Зайкин.
 
				 
				- Ольга Кирилловна.
 
				 
				- Самое бы Ольгу Кирилловну приколоть так!- говорит Зайкин с 
				отвращением.- Унеси отсюда! Стыдно мучить животных!  
				 
				юБоже, как он мерзко воспитывается",- думает он по уходе Пети.
 
				 
				Павел Матвеевич забыл уже про умиление и голод и думает только о 
				судьбе своего мальчика. За окнами между тем дневной свет 
				мало-помалу тускнеет. Слышно, как дачники компаниями 
				возвращаются с вечернего купанья. Кто-то останавливается около 
				открытого окна столовой и кричит: "Грибков не желаете ли?"- 
				кричит и, не получив ответа, шлепает босыми ногами дальше... Но 
				вот, когда сумерки сгущаются до того, что герань за кисейной 
				занавеской теряет свои очертания и в окно начинает потягивать 
				свежестью вечера, дверь в сенях с шумом открывается, и слышатся 
				быстрые шаги, говор, смех...
 
				 
				- Мама!- взвизгивает Петя.
 
				 
				Зайкин выглядывает из кабинета и видит свою жену Надежду 
				Степановну, здоровую, розовую, как всегда... С нею Ольга 
				Кирилловна, сухая блондинка с крупными веснушками, и двое 
				каких-то незнакомых мужчин: один молодой, длинный, с рыжей 
				курчавой головой и с большим кадыком, другой - низенький, 
				коренастый, с бритой актерской физиономией и сизым, кривым 
				подбородком.
 
				 
				- Наталья, ставь самовар!- кричит Надежда Степановна, громко 
				шурша платьем.- Говорят, Павел Матвеевич приехал! Павел, где ты? 
				Здравствуй, Павел! - говорит она, вбегая в кабинет и тяжело 
				дыша.- Ты приехал? Очень рада... Со мной приехали двое наших 
				любителей... пойдем, я тебя представлю... Вот тот, что 
				подлинней, это Коромыслов... прекрасно поет, а другой, этот 
				маленький... некий Смеркалов, настоящий актер... читает 
				великолепно. Уф, утомилась! Сейчас у нас репетиция была... 
				Великолепно идет. Мы ставим "Жильца с тромбоном" и "Она его 
				ждет"... Послезавтра спектакль...
 
				 
				- Зачем ты их привезла?- спрашивает Зайкин.
 
				 
				- Необходимо, папочка! После чая нам нужно роли повторить и 
				пропеть кое-что... Я с Коромысловым дуэт буду петь... Да, как бы 
				не забыть! Пошли, голубчик, Наталью взять сардин, водки, сыру и 
				еще чего-нибудь. Они, вероятно, и ужинать будут... Ох, устала!
				 
				 
				- Гм!.. У меня денег нет!  
				 
				- Нельзя же, папочка! Неловко! Не заставляй меня краснеть!  
				 
				Через полчаса Наталья посылается за водкой и закуской; Зайкин, 
				напившись чаю и съевши целый французский хлеб, уходит в спальню 
				и ложится в постель, а Надежда Степановна и ее гости, шумя и 
				смеясь, приступают к повторению ролей. Павел Матвеевич долго 
				слышит гнусавое чтение Коромыслова и актерские возгласы 
				Смеркалова... За чтением следует длинный разговор, прерываемый 
				визгливым смехом Ольги Кирилловны. Смеркалов, на правах 
				настоящего актера, с апломбом и жаром объясняет роли...
 
				 
				Далее следует дуэт, а за дуэтом звяканье посуды... Зайкин сквозь 
				сон слышит, как уговаривают Смеркалова прочесть "Грешницу" и как 
				тот, поломавшись, начинает декламировать. Он шипит, бьет себя по 
				груди, плачет, хохочет хриплым басом... Зайкин морщится и прячет 
				голову под одеяло.
 
				 
				- Вам идти далеко и темно,- слышит он час спустя голос Надежды 
				Степановны.- Почему вам не остаться у нас ночевать? Коромыслов 
				ляжет здесь, в гостиной, на диване, а вы, Смеркалов, на Петиной 
				постели... Петю можно в кабинете мужа положить... Право, 
				оставайтесь!  
				 
				Наконец, когда часы бьют два, все смолкает... Отворяется в 
				спальной дверь, и показывается Надежда Степановна.
 
				 
				- Павел, ты спишь?- шепчет она.
 
				 
				- Нет, а что?  
				 
				- Поди, голубчик, к себе в кабинет, ляг на диване, а тут, на 
				твоей кровати, я Ольгу Кирилловну положу. Поди, милый! Я бы ее в 
				кабинете положила, да она боится спать одной... Вставай же!  
				 
				Зайкин поднимается, накидывает на себя халат и, взявши подушку, 
				плетется в кабинет... Дойдя ощупью до своего дивана, он зажигает 
				спичку и видит: на диване лежит Петя. Мальчик не спит и большими 
				глазами глядит на спичку.
 
				 
				- Папа, отчего это комары не спят ночью?- спрашивает он.
 
				 
				- Оттого... оттого,- бормочет Зайкин,- оттого, что мы здесь с 
				тобой лишние... Даже спать негде!  
				 
				- Папа, а отчего это на лице у Ольги Кирилловны веснушки?  
				 
				- Ах, отстань! Надоел!  
				 
				Подумав немного, Зайкин одевается и выходит на улицу 
				освежиться... Он глядит на утреннее небо, на неподвижные облака, 
				слушает ленивый крик сонного коростеля и начинает мечтать о 
				завтрашнем дне, когда он, поехав в город и вернувшись из суда, 
				завалится спать... Вдруг из-за угла показывается человеческая 
				фигура.
 
				 
				"Сторож, должно быть..."- думает Зайкин.
 
				 
				Но, вглядевшись и подойдя поближе, он узнает в фигуре вчерашнего 
				дачника в рыжих пантолонах.
 
				 
				- Вы не спите?- спрашивает он.
 
				 
				- Да, не спится что-то...- вздыхают рыжие пантолоны. - Природой 
				наслаждаюсь... Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом 
				дорогая гостья... мамаша моей жены. С нею прибыли мои 
				племянницы... прекрасные девушки. Весьма рад, хотя и... очень 
				сыро! А вы тоже изволите природой наслаждаться?  
				 
				- Да,- мычит Зайкин,- и я тоже природой... Не знаете ли, нет ли 
				тут где-нибудь поблизости какого-нибудь кабака или трактирчика?
				 
				 
				Рыжие пантолоны поднимают глаза к небу и глубокомысленно 
				задумываются...
  | 
    
 |