| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Трагик
		о произведении
Был бенефис трагика Феногенова.
 
				 
				Давали «Князя Серебряного». Сам бенефициант играл Вяземского, 
				антрепренер Лимонадов — Дружину Морозова, г-жа Беобахтова — 
				Елену... Спектакль вышел на славу. Трагик делал буквально 
				чудеса. Он похищал Елену одной рукой и держал ее выше головы, 
				когда проносил через сцену. Он кричал, шипел, стучал ногами, 
				рвал у себя на груди кафтан. Отказываясь от поединка с 
				Морозовым, он трясся всем телом, как в действительности никогда 
				не трясутся, и с шумом задыхался. Театр дрожал от аплодисментов. 
				Вызовам не было конца. Феногенову поднесли серебряный портсигар 
				и букет с длинными лентами. Дамы махали платками, заставляли 
				мужчин аплодировать, многие плакали... Но более всех 
				восторгалась игрой и волновалась дочь исправника Сидорецкого, 
				Маша. Она сидела в первом ряду кресел, рядом со своим папашей, 
				не отрывала глаз от сцены даже в антрактах и была в полном 
				восторге. Ее тоненькие ручки и ножки дрожали, глазки были полны 
				слез, лицо становилось всё бледней и бледней. И не мудрено: она 
				была в театре первый раз в жизни!  
				 
				— Как хорошо они представляют! Как отлично! — обращалась она к 
				своему папаше-исправнику всякий раз, когда опускался занавес. — 
				Как хорош Феногенов!  
				 
				И если бы папаша мог читать на лицах, он прочел бы на бледном 
				личике своей дочки восторг, доходящий до страдания. Она страдала 
				и от игры, и от пьесы, и от обстановки. Когда в антракте 
				полковой оркестр начинал играть свою музыку, она в изнеможении 
				закрывала глаза.
 
				 
				— Папа! — обратилась она к отцу в последнем антракте. — Пойди на 
				сцену и скажи им всем, чтобы приходили к нам завтра обедать!  
				 
				Исправник пошел за сцену, похвалил там всех за хорошую игру и 
				сказал г-же Беобахтовой комплимент:  
				 
				— Ваше красивое лицо просится на полотно. О, зачем я не владею 
				кистью!  
				 
				И шаркнул ногой, потом пригласил артистов к себе на обед.
 
				 
				— Все приходите, кроме женского пола, — шепнул он. — Актрис не 
				надо, потому что у меня дочка.
 
				 
				На другой день у исправника обедали артисты. Пришли только 
				антрепренер Лимонадов, трагик Феногенов и комик Водолазов; 
				остальные сослались на недосуг и не пришли. Обед прошел не 
				скучно. Лимонадов всё время уверял исправника, что он его 
				уважает и вообще чтит всякое начальство, Водолазов представлял 
				пьяных купцов и армян, а Феногенов, высокий, плотный малоросс (в 
				паспорте он назывался Кныш) с черными глазами и нахмуренным 
				лбом, продекламировал «У парадного подъезда» и «Быть или не 
				быть?». Лимонадов со слезами на глазах рассказал о свидании 
				своем с бывшим губернатором генералом Канючиным. Исправник 
				слушал, скучал и благодушно улыбался. Несмотря даже на то, что 
				от Лимонадова сильно пахло жжеными перьями, а на Феногенове был 
				чужой фрак и сапоги с кривыми каблуками, он был доволен. Они 
				нравились его дочке, веселили ее, и этого ему было достаточно! А 
				Маша глядела на артистов, не отрывала от них глаз ни на минуту. 
				Никогда ранее она не видала таких умных, необыкновенных людей!
				 
				 
				Вечером исправник и Маша опять были в театре. Через неделю 
				артисты опять обедали у начальства и с этого раза стали почти 
				каждый день приходить в дом исправника, то обедать, то ужинать, 
				и Маша еще сильнее привязалась к театру и стала бывать в нем 
				ежедневно.
 
				 
				Она влюбилась в трагика Феногенова. В одно прекрасное утро, 
				когда исправник ездил встречать архиерея, она бежала с труппой 
				Лимонадова и на пути повенчалась со своим возлюбленным. 
				Отпраздновав свадьбу, артисты сочинили длинное, чувствительное 
				письмо и отправили его к исправнику. Сочиняли все разом.
 
				 
				— Ты ему мотивы, мотивы ты ему! — говорил Лимонадов, диктуя 
				Водолазову. — Почтения ему подпусти...
 
				 
				Они, чинодралы, любят это. Надбавь чего-нибудь этакого... чтоб 
				прослезился...
 
				 
				Ответ на это письмо был самый неутешительный. Исправник 
				отрекался от дочери, вышедшей, как он писал, «за глупого, 
				праздношатающегося хохла, не имеющего определенных занятий».
 
				 
				И на другой день после того, как пришел этот ответ, Маша писала 
				своему отцу:  
				 
				«Папа, он бьет меня! Прости нас!»  
				 
				Он бил ее, бил за кулисами в присутствии Лимонадова, прачки и 
				двух ламповщиков! Он помнил, как за четыре дня до свадьбы, 
				вечером, сидел он со всей труппой в трактире «Лондон»; все 
				говорили о Маше, труппа советовала ему «рискнуть», а Лимонадов 
				убеждал со слезами на глазах:  
				 
				— Глупо и нерационально отказываться от такого случая! Да ведь 
				за этакие деньги не то что жениться, в Сибирь пойти можно! 
				Женишься, построишь свой собственный театр, и бери меня тогда к 
				себе в труппу. Не я уж тогда владыка, а ты владыка.
 
				 
				Феногенов помнил об этом и теперь бормотал, сжимая кулаки:  
				 
				— Если он не пришлет денег, так я из нее щепы нащеплю. Я не 
				позволю себя обманывать, чёрт меня раздери!  
				 
				Из одного губернского города труппа хотела уехать тайком от 
				Маши, но Маша узнала и прибежала на вокзал после второго звонка, 
				когда актеры уже сидели в вагонах.
 
				 
				— Я оскорблен вашим отцом! — сказал ей трагик. — Между нами всё 
				кончено!  
				 
				А она, несмотря на то, что в вагоне был народ, согнула свои 
				маленькие ножки, стала перед ним на колени и протянула с мольбой 
				руки.
 
				 
				— Я люблю вас! — просила она. — Не гоните меня, Кондратий Иваныч! 
				Я не могу жить без вас!  
				 
				Вняли ее мольбам и, посоветовавшись, приняли ее в труппу на 
				амплуа «сплошной графини», — так называли маленьких актрис, 
				выходивших на сцену обыкновенно толпой и игравших роли без 
				речей... Сначала Маша играла горничных и пажей, но потом, когда 
				г-жа Беобахтова, цвет лимонадовской труппы, бежала, то ее 
				сделали ingénue. Играла она плохо: сюсюкала, конфузилась.
 
				 
				Скоро, впрочем, привыкла и стала нравиться публике. Феногенов 
				был очень недоволен.
 
				 
				— Разве это актриса? — говорил он. — Ни фигуры, ни манер, а так 
				только... одна глупость...
 
				 
				В одном губернском городе труппа Лимонадова давала «Разбойников» 
				Шиллера. Феногенов изображал Франца, Маша — Амалию. Трагик 
				кричал и трясся, Маша читала свою роль, как хорошо заученный 
				урок, и пьеса сошла бы, как сходят вообще пьесы, если бы не 
				случился маленький скандал. Всё шло благополучно до того места в 
				пьесе, где Франц объясняется в любви Амалии, а она хватает его 
				шпагу. Малоросс прокричал, прошипел, затрясся и сжал в своих 
				железных объятиях Машу. А Маша вместо того, чтобы отпихнуть его, 
				крикнуть ему «прочь!», задрожала в его объятиях, как птичка, и 
				не двигалась... Она точно застыла.
 
				 
				— Пожалейте меня! — прошептала она ему на ухо. — О, пожалейте 
				меня! Я так несчастна!  
				 
				— Роли не знаешь! Суфлера слушай! — прошипел трагик и сунул ей в 
				руки шпагу.
 
				 
				После спектакля Лимонадов и Феногенов сидели в кассе и вели 
				беседу.
 
				 
				— Жена твоя ролей не учит, это ты правильно... — говорил 
				антрепренер. — Функции своей не знает... У всякого человека есть 
				своя функция... Так вот она ее-то не знает...
 
				 
				Феногенов слушал, вздыхал и хмурился, хмурился...
 
				 
				На другой день утром Маша сидела в мелочной лавочке и писала:
				 
				 
				«Папа, он бьет меня! Прости нас! Вышли нам денег!»  | 
    
 |