| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		На кладбище
		о произведении 
«Где теперь его кляузы, 
				ябедничество, крючки, взятки?»  
				 
				Гамлет. 
 
				— Господа, ветер поднялся, и уже начинает темнеть. Не убраться 
				ли нам подобру-поздорову?  
				 
				Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев 
				посыпался на нас град крупных капель. Один из наших 
				поскользнулся на глинистой почве и, чтобы не упасть, ухватился 
				за большой серый крест.
 
				 
				— «Титулярный советник и кавалер Егор Грязноруков...» — прочел 
				он. — Я знал этого господина... Любил жену, носил Станислава, 
				ничего не читал... Желудок его варил исправно... Чем не жизнь? 
				Не нужно бы, кажется, и умирать, но — увы! — случай стерег 
				его... Бедняга пал жертвою своей наблюдательности. Однажды, 
				подслушивая, получил такой удар двери в голову, что схватил 
				сотрясение мозга (у него был мозг) и умер. А вот под этим 
				памятником лежит человек, с пеленок ненавидевший стихи, 
				эпиграммы... Словно в насмешку, весь его памятник испещрен 
				стихами... Кто-то идет!  
				 
				С нами поравнялся человек в поношенном пальто и с бритой, 
				синевато-багровой физиономией. Под мышкой у него был полуштоф, 
				из кармана торчал сверток с колбасой.
 
				 
				— Где здесь могила актера Мушкина? — спросил он нас хриплым 
				голосом.
 
				 
				Мы повели его к могиле актера Мушкина, умершего года два назад.
 
				 
				— Чиновник будете? — спросили мы у него.
 
				 
				— Нет-с, актер... Нынче актера трудно отличить от консисторского 
				чиновника. Вы это верно заметили... Характерно, хотя для 
				чиновника и не совсем лестно-с.
 
				 
				Насилу мы нашли могилу актера Мушкина. Она осунулась, поросла 
				плевелом и утеряла образ могилы...
 
				 
				Маленький дешевый крестик, похилившийся и поросший зеленым, 
				почерневшим от холода мохом, смотрел старчески уныло и словно 
				хворал.
 
				 
				— «забвенному другу Мушкину»... — прочли мы.
 
				 
				Время стерло частицу не и исправило человеческую ложь.
 
				 
				— Актеры и газетчики собрали ему на памятник и... пропили, 
				голубчики... — вздохнул актер, кладя земной поклон и касаясь 
				коленами и шапкой мокрой земли.
 
				 
				— То есть как же пропили?  
				 
				— Очень просто. Собрали деньги, напечатали об этом в газетах и 
				пропили... Это я не для осуждения говорю, а так... На здоровье, 
				ангелы! Вам на здоровье, а ему память вечная.
 
				 
				— От пропивки плохое здоровье, а память вечная — одна грусть. 
				Дай бог временную память, а насчет вечной — что уж!  
				 
				— Это вы верно-с. Известный ведь был Мушкин, венков за гробом 
				штук десять несли, а уж забыли! Кому люб он был, те его забыли, 
				а кому зло сделал, те помнят. Я, например, его во веки веков не 
				забуду, потому, кроме зла, ничего от него не видел. Не люблю 
				покойника.
 
				 
				— Какое же он вам зло сделал?  
				 
				— Зло великое, — вздохнул актер, и по лицу его разлилось 
				выражение горькой обиды. — Злодей он был для меня и разбойник, 
				царство ему небесное. На него глядючи и его слушаючи, я в актеры 
				поступил. Выманил он меня своим искусством из дома 
				родительского, прельстил суетой артистической, много обещал, а 
				дал слезы и горе... Горька доля актерская! Потерял я и 
				молодость, и трезвость, и образ божий... За душой ни гроша, 
				каблуки кривые, на штанах бахрома и шахматы, лик словно собаками 
				изгрызен... В голове свободомыслие и неразумие... Отнял он у 
				меня и веру, злодей мой! Добро бы талант был, а то так, ни за 
				грош пропал... Холодно, господа почтенные... Не желаете ли? На 
				всех хватит... Бррр... Выпьем за упокой! Хоть и не люблю его, 
				хоть и мертвый он, а один он у меня на свете, один, как перст. В 
				последний раз с ним вижусь... Доктора сказали, что скоро от 
				пьянства помру, так вот пришел проститься. Врагов прощать надо. 
				 
				Мы оставили актера беседовать с мертвым Мушкиным и пошли далее. 
				Заморосил мелкий холодный дождь.
 
				 
				При повороте на главную аллею, усыпанную щебнем, мы встретили 
				похоронную процессию. Четыре носильщика в белых коленкоровых 
				поясах и в грязных сапогах, облепленных листвой, несли 
				коричневый гроб. Становилось темно, и они спешили, спотыкаясь и 
				покачивая носилками...
 
				 
				— Гуляем мы здесь только два часа, а при нас уже третьего 
				несут... По домам, господа?
  | 
    
 |