| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Детвора
		о произведении 
Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали 
				на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой 
				серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня 
				и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и 
				играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве 
				можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек 
				и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, 
				пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками. 
				Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек 
				для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью 
				копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы 
				и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют 
				дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто 
				смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, 
				нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там 
				кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в 
				гостиной на диване и скучает.
 
				 
				Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. 
				Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной 
				головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже 
				учится в приготовительном классе, а потому считается большим и 
				самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на 
				блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки 
				беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он 
				может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие 
				его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, 
				сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с 
				жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра 
				его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными 
				блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. 
				Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не 
				интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая 
				сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом 
				лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих 
				кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По 
				лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково 
				хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, 
				пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни 
				самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том 
				спасибо. По виду он флегма, во в душе порядочная бестия. Сел он 
				не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые 
				неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или 
				обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не 
				выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не 
				похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только 
				единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него 
				покрывает цифры Аня. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, 
				черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным 
				крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на 
				цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, 
				потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную 
				философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не 
				перепутаются!  
				 
				Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. Ввиду 
				однообразия чисел, практика выработала много терминов и 
				смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, 
				одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, 
				девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.
 
				 
				— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки 
				желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено 
				косим!  
				 
				Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы 
				ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит 
				ее самолюбие, она торжествует.
 
				 
				— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять! 
				 
				 
				— Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на прусака, 
				бегущего через стол. — Ай!  
				 
				— Не бей его, — говорит басом Алеша. — У него, может быть, есть 
				дети...
 
				 
				Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, 
				должно быть, маленькие прусачата!  
				 
				— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у 
				Ани уже две катерны. — Шесть!  
				 
				— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая 
				глаза и хохоча.
 
				 
				У партнеров вытягиваются физиономии.
 
				 
				— Проверить!— говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.
 
				 
				На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий 
				голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют 
				Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что 
				она не смошенничала. Начинается следующая партия.
 
				 
				— А что я вчера видела! — говорит Аня как бы про себя. — Филипп 
				Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза 
				красные, страшные, как у нечистого духа.
 
				 
				— Я тоже видел, — говорит Гриша. — Восемь! А у нас ученик умеет 
				ушами двигать. Двадцать семь!  
				 
				Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:  
				 
				— И я умею ушами шевелить...
 
				 
				— А ну-ка, пошевели!  
				 
				Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что 
				его уши приходят в движение. Всеобщий смех.
 
				 
				— Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. — 
				Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке... И мне стало 
				так неприлично!  
				 
				— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — 
				У меня партия! Проверяйте, если хотите!  
				 
				Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.
 
				 
				— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.
 
				 
				— Почему?  
				 
				— Потому что... потому что у меня больше денег нет.
 
				 
				— Без денег нельзя! — говорит Гриша.
 
				 
				Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах. Не найдя в 
				них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит 
				рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он 
				заплачет...
 
				 
				— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его 
				мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.
 
				 
				Деньги взносятся, и игра продолжается.
 
				 
				— Кажется, где-то звонят, — говорит Аня, делая большие глаза.
 
				 
				Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на темное окно. За 
				темнотой мелькает отражение лампы.
 
				 
				— Это послышалось.
 
				 
				— Ночью только на кладбище звонят... — говорит Андрей.
 
				 
				— А зачем там звонят?  
				 
				— Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.
 
				 
				— А для чего разбойникам в церковь забираться? — спрашивает 
				Соня.
 
				 
				— Известно для чего: сторожей поубивать!  
				 
				Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и 
				продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.
 
				 
				— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.
 
				 
				— Врешь, я не смошенничал!  
				 
				Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно 
				таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в 
				свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по 
				одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже 
				начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но 
				не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти 
				минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, 
				но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив: 
				недоразумение было!  
				 
				В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, 
				разочарованный.
 
				 
				«Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает 
				карман, в котором звякают копейки. — Разве можно давать детям 
				деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? 
				Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»  
				 
				Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота 
				присоседиться к ним и попытать счастья.
 
				 
				— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.
 
				 
				— Ставь копейку!  
				 
				— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, 
				но вот есть рубль. Я ставлю рубль.
 
				 
				— Нет, нет, нет... копейку ставь!  
				 
				— Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, — 
				объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.
 
				 
				— Нет, пожалуйста! Уходи!  
				 
				Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги 
				мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.
 
				 
				— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из 
				кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за 
				рубль десять копеек.
 
				 
				Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это 
				какой-нибудь, не жульничество ли?  
				 
				— Не хочу, — говорит он, держась за карман.
 
				 
				Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков 
				болванами и чугунными, мозгами.
 
				 
				— Вася, да я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!  
				 
				Гимназист садится и кладет перед собой две карты. Аня начинает 
				читать числа.
 
				 
				— Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. 
				— Постойте!  
				 
				Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками 
				плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не 
				находят. Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не 
				вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша 
				продолжает искать в потемках.
 
				 
				Но вот, наконец, копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят 
				продолжать игру.
 
				 
				— Соня спит! — заявляет Алеша.
 
				 
				Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и 
				крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, 
				пока другие искали копейку.
 
				 
				— Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из 
				столовой. — Иди!  
				 
				Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина 
				постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня. Возле 
				нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и 
				Аня. Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей. 
				Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой 
				игры. Спокойной ночи!
  | 
    
 |