| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Тоска
		о произведении 
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво 
				кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким 
				пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. 
				Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, 
				насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах 
				и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, 
				кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его 
				лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, 
				угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи 
				похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, 
				погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых 
				картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, 
				неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
 
				 
				Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они 
				со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город 
				спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое 
				место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
 
				 
				— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!  
				 
				Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит 
				военного в шинели с капюшоном.
 
				 
				— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На 
				Выборгскую!  
				 
				В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с 
				его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. 
				Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, 
				приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. 
				Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и 
				нерешительно двигается с места...
 
				 
				— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы 
				из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? 
				Пррава держи!  
				 
				— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
 
				 
				Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава 
				снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду 
				лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в 
				стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не 
				понимает, где он и зачем он здесь.
 
				 
				— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят 
				столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
 
				 
				Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, 
				по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, 
				кроме сипенья.
 
				 
				— Что? — спрашивает военный.
 
				 
				Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:  
				 
				— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
 
				 
				— Гм!.. Отчего же он умер?  
				 
				Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:  
				 
				— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в 
				больнице и помер... Божья воля.
 
				 
				— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что 
				ли, старый пес? Гляди глазами!  
				 
				— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не 
				доедем. Подгони-ка!  
				 
				Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой 
				грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он 
				на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен 
				слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у 
				трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый 
				снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, 
				другой...
 
				 
				По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят 
				трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и 
				горбат.
 
				 
				— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом 
				горбач. — Троих... двугривенный!  
				 
				Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный  
				328  
				 
				цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак — для 
				него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, 
				толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут 
				на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому 
				третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и 
				попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый 
				маленький.
 
				 
				— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в 
				затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем 
				Петербурге не найти...
 
				 
				— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...
 
				 
				— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? 
				Да? А по шее?..
 
				 
				— Голова трещит... — говорит один из длинных. — Вчера у 
				Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
 
				 
				— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, 
				как скотина.
 
				 
				— Накажи меня бог, правда...
 
				 
				— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
 
				 
				— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!  
				 
				— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, 
				старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! 
				Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!  
				 
				Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь 
				горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и 
				чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. 
				Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, 
				шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные 
				начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается 
				на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и 
				бормочет:  
				 
				— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!  
				 
				— Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — 
				Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так 
				ехать! Когда он нас довезет?  
				 
				— А ты его легонечко подбодри... в шею!  
				 
				— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом 
				церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или 
				тебе плевать на наши слова?  
				 
				И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
 
				 
				— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!
				 
				 
				— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
 
				 
				— Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена — 
				сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, 
				а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо 
				того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
 
				 
				И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут 
				горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, 
				приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, 
				исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает 
				для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и 
				распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и 
				мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не 
				найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы 
				его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска 
				громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее 
				тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, 
				ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, 
				что ее не увидишь днем с огнем...
 
				 
				Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
 
				 
				— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
 
				 
				— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!  
				 
				Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается 
				тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не 
				проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, 
				словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему 
				невмоготу.
 
				 
				«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»  
				 
				И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. 
				Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. 
				На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и 
				духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так 
				рано вернулся домой...
 
				 
				«И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. 
				Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и 
				лошадь сыта, завсегда покоен...»  
				 
				В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и 
				тянется к ведру с водой.
 
				 
				— Пить захотел? — спрашивает Иона.
 
				 
				— Стало быть, пить!  
				 
				— Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На 
				этой неделе в больнице... История!  
				 
				Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит 
				ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и 
				чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. 
				Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с 
				кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо 
				рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед 
				смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу 
				за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про 
				нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь 
				поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с 
				бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух 
				слов.
 
				 
				«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда 
				успеешь... Небось, выспишься...»  
				 
				Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он 
				об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не 
				может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и 
				рисовать себе его образ невыносимо жутко...
 
				 
				— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. 
				— Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... 
				Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То 
				настоящий извозчик был... Жить бы только...
 
				 
				Иона молчит некоторое время и продолжает:  
				 
				— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго 
				жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, 
				и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот 
				самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?  
				 
				Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
 
				 
				Иона увлекается и рассказывает ей всё...
  | 
    
 |