| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - Анюта
		о произведении 
Аудиокнига "Анюта" А.П. Чехова 
				В самом дешевом номерке меблированных комнат «Лиссабон» из угла 
				в угол ходил студент-медик 3-го курса, Степан Клочков, и усердно 
				зубрил свою медицину. От неустанной, напряженной зубрячки у него 
				пересохло во рту и выступил на лбу пот.
 
				 
				У окна, подернутого у краев ледяными узорами, сидела на табурете 
				его жилица, Анюта, маленькая, худенькая брюнетка лет 25-ти, 
				очень бледная, с кроткими серыми глазами. Согнувши спину, она 
				вышивала красными нитками по воротнику мужской сорочки. Работа 
				была спешная... Коридорные часы сипло пробили два пополудни, а в 
				номерке еще не было убрано. Скомканное одеяло, разбросанные 
				подушки, книги, платье, большой грязный таз, наполненный 
				мыльными помоями, в которых плавали окурки, сор на полу — всё, 
				казалось, было свалено в одну кучу, нарочно перемешано, 
				скомкано...
 
				 
				— Правое легкое состоит из трех долей... — зубрил Клочков. — 
				Границы! Верхняя доля на передней стенке груди достигает до 4—5 
				ребер, на боковой поверхности до 4-го ребра... назади до spina 
				scapulae1...
 
				 
				Клочков, силясь представить себе только что прочитанное, поднял 
				глаза к потолку. Не получив ясного представления, он стал 
				прощупывать у себя сквозь жилетку верхние ребра.
 
				 
				— Эти ребра похожи на рояльные клавиши, — сказал он. — Чтобы не 
				спутаться в счете, к ним непременно нужно привыкнуть. Придется 
				поштудировать на скелете и на живом человеке... А ну-ка, Анюта, 
				дай-ка я ориентируюсь!  
				 
				Анюта оставила вышиванье, сняла кофточку и выпрямилась. Клочков 
				сел против нее, нахмурился и стал считать ее ребра.
— Гм... Первое ребро не прощупывается... Оно за ключицей... 
				Вот это будет второе ребро... Так-с... Это вот третье... Это вот 
				четвертое... Гм... Так-с... Что ты жмешься?  
				 
				— У вас пальцы холодные!  
				 
				— Ну, ну... не умрешь, не вертись... Стало быть, это третье 
				ребро, а это четвертое... Тощая ты такая на вид, а ребра едва 
				прощупываются. Это второе... это третье... Нет, этак спутаешься 
				и не представишь себе ясно... Придется нарисовать. Где мой 
				уголек?  
				 
				Клочков взял уголек и начертил им на груди у Анюты несколько 
				параллельных линий, соответствующих ребрам.
 
				 
				— Превосходно. Всё, как на ладони... Ну-с, а теперь и постучать 
				можно. Встань-ка!  
				 
				Анюта встала и подняла подбородок. Клочков занялся выстукиванием 
				и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и 
				пальцы у Анюты посинели от холода. Анюта дрожала и боялась, что 
				медик, заметив ее дрожь, перестанет чертить углем и стучать, и 
				потом, пожалуй, дурно сдаст экзамен.
 
				 
				— Теперь всё ясно, — сказал Клочков, перестав стучать. — Ты сиди 
				так и не стирай угля, а я пока подзубрю еще немножко.
 
				 
				И медик опять стал ходить и зубрить. Анюта, точно татуированная, 
				с черными полосами на груди, съежившись от холода, сидела и 
				думала. Она говорила вообще очень мало, всегда молчала и всё 
				думала, думала...
 
				 
				За все шесть-семь лет ее шатания по меблированным комнатам, 
				таких, как Клочков, знала она человек пять. Теперь все они уже 
				покончали курсы, вышли в люди и, конечно, как порядочные люди, 
				давно уже забыли ее. Один из них живет в Париже, два докторами, 
				четвертый художник, а пятый даже, говорят, уже профессор. 
				Клочков — шестой... Скоро и этот кончит курс, выйдет в люди. 
				Несомненно, будущее прекрасно, и из Клочкова, вероятно, выйдет 
				большой человек, но настоящее совсем плохо: у Клочкова нет 
				табаку, нет чаю, и сахару осталось четыре кусочка. Нужно как 
				можно скорее оканчивать вышиванье, нести к заказчице и потом 
				купить на полученный четвертак и чаю и табаку.
 
				 
				— Можно войти? — послышалось за дверью.
 
				 
				Анюта быстро накинула себе на плечи шерстяной платок. Вошел 
				художник Фетисов.
 
				 
				— А я к вам с просьбой, — начал он, обращаясь к Клочкову и 
				зверски глядя из-под нависших на лоб волос. — Сделайте 
				одолжение, одолжите мне вашу прекрасную девицу часика на два! 
				Пишу, видите ли, картину, а без натурщицы никак нельзя!  
				 
				— Ах, с удовольствием! — согласился Клочков. — Ступай, Анюта.
 
				 
				— Чего я там не видела! — тихо проговорила Анюта.
 
				 
				— Ну, полно! Человек для искусства просит, а не для пустяков 
				каких-нибудь. Отчего не помочь, если можешь?  
				 
				Анюта стала одеваться.
 
				 
				— А что вы пишете? — спросил Клочков.
 
				 
				— Психею. Хороший сюжет, да всё как-то не выходит; приходится 
				всё с разных натурщиц писать. Вчера писал одну с синими ногами. 
				Почему, спрашиваю, у тебя синие ноги? Это, говорит, чулки 
				линяют. А вы всё зубрите! Счастливый человек, терпение есть.
 
				 
				— Медицина такая штука, что никак нельзя без зубрячки.
 
				 
				— Гм... Извините, Клочков, но вы ужасно по-свински живете! Чёрт 
				знает как живете!  
				 
				— То есть как? Иначе нельзя жить... От батьки я получаю только 
				двенадцать в месяц, а на эти деньги мудрено жить порядочно.
 
				 
				— Так-то так... — сказал художник и брезгливо поморщился, — но 
				можно все-таки лучше жить... Развитой человек обязательно должен 
				быть эстетиком. Не правда ли? А у вас тут чёрт знает что! 
				Постель не прибрана, помои, сор... вчерашняя каша на тарелке... 
				тьфу!  
				 
				— Это правда, — сказал медик и сконфузился, — но Анюте некогда 
				было сегодня убрать. Всё время занята.
 
				 
				Когда художник и Анюта вышли, Клочков лег на диван и стал 
				зубрить лежа, потом нечаянно уснул и, проснувшись через час, 
				подпер голову кулаками и мрачно задумался. Ему вспомнились слова 
				художника о том, что развитой человек обязательно должен быть 
				эстетиком, и его обстановка в самом деле казалась ему теперь 
				противной, отталкивающей. Он точно бы провидел умственным оком 
				то свое будущее, когда он будет принимать своих больных в 
				кабинете, пить чай в просторной столовой, в обществе жены, 
				порядочной женщины, — и теперь этот таз с помоями, в котором 
				плавали окурки, имел вид до невероятия гадкий. Анюта тоже 
				представлялась некрасивой, неряшливой, жалкой... И он решил 
				расстаться с ней, немедля, во что бы то ни стало.
 
				 
				Когда она, вернувшись от художника, снимала шубу, он поднялся и 
				сказал ей серьезно:  
				 
				— Вот что, моя милая... Садись и выслушай. Нам нужно расстаться! 
				Одним словом, жить с тобою я больше не желаю.
 
				 
				Анюта вернулась от художника такая утомленная, изнеможенная. 
				Лицо у нее от долгого стояния на натуре осунулось, похудело, и 
				подбородок стал острей. В ответ на слова медика она ничего не 
				сказала, и только губи у нее задрожали.
 
				 
				— Согласись, что рано или поздно нам всё равно пришлось бы 
				расстаться, — сказал медик. — Ты хорошая, добрая, и ты не 
				глупая, ты поймешь...
 
				 
				Анюта опять надела шубу, молча завернула свое вышиванье в 
				бумагу, собрала нитки, иголки; сверток с четырьмя кусочками 
				сахару нашла на окне и положила на столе возле книг.
 
				 
				— Это ваше... сахар... — тихо сказала она и отвернулась, чтобы 
				скрыть слезы.
 
				 
				— Ну, что же ты плачешь? — спросил Клочков.
 
				 
				Он прошелся по комнате в смущении и сказал:  
				 
				— Странная ты, право... Сама ведь знаешь, что нам необходимо 
				расстаться. Не век, же нам быть вместе.
 
				 
				Она уже забрала все свои узелки и уже повернулась к нему, чтобы 
				проститься, и ему стало жаль ее.
 
				 
				«Разве пусть еще одну неделю поживет здесь? — подумал он. — В 
				самом деле, пусть еще поживет, а через неделю я велю ей уйти».
 
				 
				И, досадуя на свою бесхарактерность, он крикнул ей сурово:  
				 
				— Ну, что же стоишь? Уходить, так уходить, а не хочешь, так 
				снимай шубу и оставайся! Оставайся!  
				 
				Анюта сняла шубу, молча, потихоньку, потом высморкалась, тоже 
				потихоньку, вздохнула и бесшумно направилась к своей постоянной 
				позиции — к табурету у окна.
 
				 
				Студент потянул к себе учебник и опять заходил из угла в угол.
 
				 
				— Правое легкое состоит из трех долей... — зубрил он. — Верхняя 
				доля на передней стенке груди достигает до 4—5 ребер...
 
				 
				А в коридоре кто-то кричал во всё горло:  
				 
				— Грригорий, самовар!
  | 
    
 |