| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Гриша
		о произведении 
Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся 
				два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по 
				бульвару. На нем длинный ватный бурнусик, шарф, большая шапка с 
				мохнатой пуговкой и теплые калоши. Ему душно и жарко, а тут еще 
				разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет 
				веки.
 
				 
				Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает 
				крайнее недоумение.
 
				 
				До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в 
				одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в 
				третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Если взглянуть 
				под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за 
				нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, 
				бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме 
				няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а 
				кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, 
				который называется детской, дверь ведет в пространство, где 
				обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и 
				висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником 
				и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные 
				кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор 
				грозят пальцами. За этой комнатой есть еще другая, куда не 
				пускают и где мелькает папа — личность в высшей степени 
				загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и 
				укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. 
				Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила 
				Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она 
				исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под 
				диван, но там ее не было...
 
				 
				В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и 
				теть, что не знаешь, к кому и подбежать.
 
				 
				Но страннее и нелепее всего — лошади. Гриша глядит на их 
				двигающиеся ноги и ничего не может понять. Глядит на няньку, 
				чтобы та разрешила его недоумение, но та молчит.
 
				 
				Вдруг он слышит страшный топот... По бульвару, мерно шагая, 
				двигается прямо на него толпа солдат с красными лицами и с 
				банными вениками под мышкой. Гриша весь холодеет от ужаса и 
				глядит вопросительно на няньку: не опасно ли? Но нянька не бежит 
				и не плачет, значит, не опасно. Гриша провожает глазами солдат и 
				сам начинает шагать им в такт.
 
				 
				Через бульвар перебегают две большие кошки с длинными мордами, с 
				высунутыми языками и с задранными вверх хвостами. Гриша думает, 
				что и ему тоже нужно бежать, и бежит за кошками.
 
				 
				— Стой! — кричит ему нянька, грубо хватая его за плечи. — Куда 
				ты? Нешто тебе велено шалить?  
				 
				Вот какая-то няня сидит и держит маленькое корыто с апельсинами. 
				Гриша проходит мимо нее и молча берет себе один апельсин.
 
				 
				— Это ты зачем же? — кричит его спутница, хлопая его по руке и 
				вырывая апельсин. — Дурак!  
				 
				Теперь Гриша с удовольствием бы поднял стеклышко, которое 
				валяется под ногами и сверкает, как лампадка, но он боится, что 
				его опять ударят по руке.
 
				 
				— Мое вам почтение! — слышит вдруг Гриша почти над самым ухом 
				чей-то громкий, густой голос и видит высокого человека со 
				светлыми пуговицами.
 
				 
				К великому его удовольствию, этот человек подает няньке руку, 
				останавливается с ней и начинает разговаривать. Блеск солнца, 
				шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, всё это так поразительно 
				ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством 
				наслаждения и он начинает хохотать.
 
				 
				— Пойдем! Пойдем! — кричит он человеку со светлыми пуговицами, 
				дергая его за фалду.
 
				 
				— Куда пойдем? — спрашивает человек.
 
				 
				— Пойдем! — настаивает Гриша.
 
				 
				Ему хочется сказать, что недурно бы также прихватить с собой 
				папу, маму и кошку, но язык говорит совсем не то, что нужно.
 
				 
				Немного погодя нянька сворачивает с бульвара и вводит Гришу в 
				большой двор, где есть еще снег. И человек со светлыми 
				пуговицами тоже идет за ними. Минуют старательно снеговые глыбы 
				и лужи, потом по грязной, темной лестнице входят в комнату. Тут 
				много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и 
				жарит котлеты. Кухарка и нянька целуются и вместе с человеком 
				садятся на скамью и начинают говорить тихо. Грише, окутанному, 
				становится невыносимо жарко и душно.
 
				 
				«Отчего бы это?» — думает он, оглядываясь.
 
				 
				Видит он темный потолок, ухват с двумя рогами, печку, которая 
				глядит большим, черным дуплом...
 
				 
				— Ма-а-ма! — тянет он.
 
				 
				— Ну, ну, ну! — кричит нянька. — Подождешь!  
				 
				Кухарка ставит на стол бутылку, три рюмки и пирог. Две женщины и 
				человек со светлыми пуговицами чокаются и пьют по нескольку раз, 
				и человек обнимает то няньку, то кухарку. И потом все трое 
				начинают тихо петь.
 
				 
				Гриша тянется к пирогу, и ему дают кусочек. Он ест и глядит, как 
				пьет нянька... Ему тоже хочется выпить.
 
				 
				— Дай! Няня, дай! — просит он.
 
				 
				Кухарка дает ему отхлебнуть из своей рюмки. Он таращит глаза, 
				морщится, кашляет и долго потом машет руками, а кухарка глядит 
				на него и смеется.
 
				 
				Вернувшись домой, Гриша начинает рассказывать маме, стенам и 
				кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком, 
				сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как 
				бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка...
 
				 
				Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие 
				кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые 
				пуговицы, — всё это собралось в кучу и давит его мозг. Он 
				ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося 
				своего возбуждения, начинает плакать.
 
				 
				— А у тебя жар! — говорит мама, касаясь ладонью его лба. — 
				Отчего бы это могло случиться?  
				 
				— Печка! — плачет Гриша. — Пошла отсюда, печка!  
				 
				— Вероятно, покушал лишнее... — решает мама.
 
				 
				И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной 
				жизни, получает от мамы ложку касторки.
  | 
    
 |