| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Тссс!
		о произведении 
Иван Егорович Краснухин, газетный сотрудник 
				средней руки, возвращается домой поздно ночью нахмуренный, 
				серьезный и как-то особенно сосредоточенный. Вид у него такой, 
				точно он ждет обыска или замышляет самоубийство. Пошагав по 
				своей комнате, он останавливается, взъерошивает волосы и говорит 
				тоном Лаэрта, собирающегося мстить за свою сестру:  
				 
				— Разбит, утомлен душой, на сердце гнетущая тоска, а ты изволь 
				садиться и писать! И это называется жизнью?! Отчего еще никто не 
				описал того мучительного разлада, который происходит в писателе, 
				когда он грустен, но должен смешить толпу, или когда весел, а 
				должен по заказу лить слезы? Я должен быть игрив, 
				равнодушно-холоден, остроумен, но представьте, что меня гнетет 
				тоска или, положим, я болен, у меня умирает ребенок, родит жена!
				 
				 
				Говорит он это, потрясая кулаком и вращая глазами... Потом он 
				идет в спальню и будит жену.
 
				 
				— Надя, — говорит он, — я сажусь писать... Пожалуйста, чтобы мне 
				никто не мешал. Нельзя писать, если ревут дети, храпят 
				кухарки... Распорядись также, чтобы был чай и... бифштекс, что 
				ли... Ты знаешь, я без чая не могу писать... Чай — это 
				единственное, что подкрепляет меня в работе.
 
				 
				Вернувшись к себе в комнату, он снимает сюртук, жилетку и 
				сапоги. Разоблачается он медленно, затем, придав своему лицу 
				выражение оскорбленной невинности, садится за письменный стол.
 
				 
				На столе ничего случайного, будничного, но всё, каждая 
				самомалейшая безделушка, носит на себе характер обдуманности и 
				строгой программы. Бюстики и карточки великих писателей, куча 
				черновых рукописей, том Белинского с загнутой страницей, 
				затылочная кость вместо пепельницы, газетный лист, сложенный 
				небрежно, но так, чтобы видно было место, очерченное синим 
				карандашом, с крупной надписью на полях: «Подло!» Тут же с 
				десяток свежеочиненных карандашей и ручек с новыми перьями, 
				очевидно положенных для того, чтобы внешние причины и 
				случайности, вроде порчи пера, не могли прерывать ни на секунду 
				свободного, творческого полета...
 
				 
				Краснухин откидывается на спинку кресла и, закрыв глаза, 
				погружается в обдумывание темы. Ему слышно, как жена шлепает 
				туфлями и колет лучину для самовара. Она еще не совсем 
				проснулась, это видно из того, что самоварная крышка и нож то и 
				дело валятся из рук. Скоро доносится шипение самовара и 
				поджариваемого мяса. Жена не перестает колоть лучину и стучать 
				около печки заслонками, вьюшками и дверцами. Вдруг Краснухин 
				вздрагивает, открывает испуганно глаза и начинает нюхать воздух.
 
				 
				— Боже мой, угар! — стонет он, страдальчески морща лицо. — Угар! 
				Эта несносная женщина задалась целью отравить меня! Ну, скажите 
				же, бога ради, могу ли я писать при такой обстановке?  
				 
				Он бежит в кухню и разражается там драматическим воплем. Когда, 
				немного погодя, жена, осторожно ступая на цыпочках, приносит ему 
				стакан чаю, он по-прежнему сидит в кресле, с закрытыми глазами, 
				и погружен в свою тему. Он не шевелится, слегка барабанит по лбу 
				двумя пальцами и делает вид, что не слышит присутствия жены... 
				На лице его по-прежнему выражение оскорбленной невинности.
 
				 
				Как девочка, которой подарили дорогой веер, он, прежде чем 
				написать заглавие, долго кокетничает перед самим собой, 
				рисуется, ломается... Он сжимает себе виски, то корчится и 
				поджимает под кресло ноги, точно от боли, то томно жмурится, как 
				кот на диване... Наконец, не без колебания, протягивает он к 
				чернильнице руку и с таким выражением, как будто подписывает 
				смертный приговор, делает заглавие...
 
				 
				— Мама, дай воды! — слышит он голос сына.
 
				 
				— Тссс! — говорит мать. — Папа пишет! Тссс...
 
				 
				Папа пишет быстро-быстро, без помарок и остановок, едва успевая 
				перелистывать страницы. Бюсты и портреты знаменитых писателей 
				глядят на его быстро бегающее перо, не шевелятся и, кажется, 
				думают: «Эка, брат, как ты насобачился!»  
				 
				— Тссс! — скрипит перо.
 
				 
				— Тссс! — издают писатели, когда вздрагивают вместе со столом от 
				толчка коленом.
 
				 
				Вдруг Краснухин выпрямляется, кладет перо и прислушивается... Он 
				слышит ровный, монотонный шёпот... Это в соседней комнате жилец, 
				Фома Николаевич, молится богу.
 
				 
				— Послушайте! — кричит Краснухин. — Не угодно ли вам потише 
				молиться? Вы мешаете мне писать!  
				 
				— Виноват-с... — робко отвечает Фома Николаевич.
 
				 
				— Тссс!  
				 
				Исписав пять страничек, Краснухин потягивается и глядит на часы.
 
				 
				— Боже, уже три часа! — стонет он. — Люди спят, а я... один я 
				должен работать!  
				 
				Разбитый, утомленный, склонив голову набок, он идет в спальню, 
				будит жену и говорит томным голосом:  
				 
				— Надя, дай мне еще чаю! Я... ослабел!  
				 
				Пишет он до четырех часов и охотно писал бы до шести, если бы не 
				иссякла тема. Кокетничанье и ломанье перед самим собой, перед 
				неодушевленными предметами, вдали от нескромного, наблюдающего 
				ока, деспотизм и тирания над маленьким муравейником, брошенным 
				судьбою под его власть, составляют соль и мед его существования. 
				И как этот деспот здесь, дома, не похож на того маленького, 
				приниженного, бессловесного, бездарного человечка, которого мы 
				привыкли видеть в редакциях!  
				 
				— Я так утомлен, что едва ли усну... — говорит он, ложась спать. 
				— Наша работа, эта проклятая, неблагодарная, каторжная работа, 
				утомляет не так тело, как душу... Мне бы бромистого калия 
				принять... Ох, видит бог, если б не семья, бросил бы я эту 
				работу... Писать по заказу! Это ужасно!  
				 
				Спит он до двенадцати или до часу дня, спит крепко и здорово... 
				Ах, как бы еще он спал, какие бы видел сны, как бы развернулся, 
				если бы стал известным писателем, редактором или хотя бы 
				издателем!  
				 
				— Он всю ночь писал! — шепчет жена, делая испуганное лицо. — 
				Тссс!  
				 
				Никто не смеет ни говорить, ни ходить, ни стучать. Его сон — 
				святыня, за оскорбление которой дорого поплатится виновный!  
				 
				— Тссс! — носится по квартире. — Тссс!
  | 
    
 |