| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Произведение искусства
		о произведении 
Держа под мышкой что-то, завернутое в 223-й 
				нумер «Биржевых ведомостей», Саша Смирнов, единственный сын у 
				матери, сделал кислое лицо и вошел в кабинет доктора Кошелькова.
 
				 
				— А, милый юноша! — встретил его доктор. — Ну, как мы себя 
				чувствуем? Что скажете хорошенького?  
				 
				Саша заморгал глазами, приложил руку к сердцу и сказал 
				взволнованным голосом:  
				 
				— Кланялась вам, Иван Николаевич, мамаша и велела благодарить 
				вас... Я единственный сын у матери, и вы спасли мне жизнь... 
				вылечили от опасной болезни, и... мы оба не знаем, как 
				благодарить вас.
 
				 
				— Полно, юноша! — перебил доктор, раскисая от удовольствия. — Я 
				сделал только то, что всякий другой сделал бы на моем месте.
 
				 
				— Я единственный сын у своей матери... Мы люди бедные и, 
				конечно, не можем заплатить вам за ваш труд, и... нам очень 
				совестно, доктор, хотя, впрочем, мамаша и я... единственный сын 
				у матери, убедительно просим вас принять в знак нашей 
				благодарности... вот эту вещь, которая... Вещь очень дорогая, из 
				старинной бронзы... редкое произведение искусства.
 
				 
				— Напрасно! — поморщился доктор. — Ну, к чему это?  
				 
				— Нет, уж вы, пожалуйста, не отказывайтесь, — продолжал 
				бормотать Саша, развертывая сверток. — Вы обидите отказом и меня 
				и мамашу... Вещь очень хорошая... из старинной бронзы... 
				Досталась она нам от покойного папаши, и мы хранили ее, как 
				дорогую память... Мой папаша скупал старинную бронзу и продавал 
				ее любителям... Теперь мамаша и я этим же занимаемся...
 
				 
				Саша развернул вещь и торжественно поставил ее на стол. Это был 
				невысокий канделябр старой бронзы, художественной работы. 
				Изображал он группу: на пьедестале стояли две женские фигуры в 
				костюмах Евы и в позах, для описания которых у меня не хватает 
				ни смелости, ни подобающего темперамента. Фигуры кокетливо 
				улыбались и вообще имели такой вид, что, кажется, если бы не 
				обязанность поддерживать подсвечник, то они спрыгнули бы с 
				пьедестала и устроили бы в комнате такой дебош, о котором, 
				читатель, даже и думать неприлично.
 
				 
				Поглядев на подарок, доктор медленно почесал за ухом, крякнул и 
				нерешительно высморкался.
 
				 
				— Да, вещь, действительно, прекрасная, — пробормотал он, — но... 
				как бы выразиться, не того... нелитературна слишком... Это уж не 
				декольте, а чёрт знает что...
 
				 
				— То есть почему же?  
				 
				— Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь 
				поставить на столе такую фантасмагорию значит всю квартиру 
				загадить!  
				 
				— Как вы странно, доктор, смотрите на искусство! — обиделся 
				Саша. — Ведь это художественная вещь, вы поглядите! Столько 
				красоты и изящества, что душу наполняет благоговейное чувство и 
				к горлу подступают слезы! Когда видишь такую красоту, то 
				забываешь всё земное... Вы поглядите, сколько движения, какая 
				масса воздуху, экспрессии!  
				 
				— Всё это я отлично понимаю, милый мой, — перебил доктор, — но 
				ведь я человек семейный, у меня тут детишки бегают, дамы бывают.
 
				 
				— Конечно, если смотреть с точки зрения толпы, — сказал Саша, — 
				то, конечно, эта высокохудожественная вещь представляется в ином 
				свете... Но, доктор, будьте выше толпы, тем более, что своим 
				отказом вы глубоко огорчите и меня и мамашу. Я единственный сын 
				у матери... вы спасли мне жизнь... Мы отдаем вам самую дорогую 
				для нас вещь, и... и я жалею только, что у вас нет пары для 
				этого канделябра...
 
				 
				— Спасибо, голубчик, я очень благодарен... Кланяйтесь мамаше, 
				но, ей-богу, сами посудите, у меня тут детишки бегают, дамы 
				бывают... Ну, впрочем, пусть остается! Ведь вам не втолкуешь.
 
				 
				— И толковать нечего, — обрадовался Саша. — Этот канделябр вы 
				тут поставьте, вот около вазы. Эка жалость, что пары нет! Такая 
				жалость! Ну, прощайте, доктор.
 
				 
				По уходе Саши доктор долго глядел на канделябр, чесал у себя за 
				ухом и размышлял.
 
				 
				«Вещь превосходная, спора нет, — думал он, — и бросать ее 
				жалко... Оставить же у себя невозможно... Гм!.. Вот задача! Кому 
				бы ее подарить или пожертвовать?»  
				 
				После долгого размышления он вспомнил про своего хорошего 
				приятеля, адвоката Ухова, которому был должен за ведение дела.
 
				 
				— И отлично, — решил доктор. — Ему, как приятелю, неловко взять 
				с меня деньги, и будет очень прилично, если я презентую ему 
				вещь. Отвезу-ка я ему эту чертовщину! Кстати же он холост и 
				легкомыслен...
 
				 
				Не откладывая дела в дальний ящик, доктор оделся, взял канделябр 
				и поехал к Ухову.
 
				 
				— Здорово, приятель! — сказал он, застав адвоката дома. — Я к 
				тебе... Пришел благодарить, братец, за твои труды... Денег не 
				хочешь брать, так возьми хоть эту вот вещицу... вот, братец ты 
				мой... Вещица — роскошь!  
				 
				Увидев вещицу, адвокат пришел в неописанный восторг.
 
				 
				— Вот так штука! — захохотал он. — Ах, чёрт подери его совсем, 
				придумают же, черти, такую штуку! Чудесно! Восхитительно! Где ты 
				достал такую прелесть?  
				 
				Излив свой восторг, адвокат пугливо поглядел на двери и сказал:
				 
				 
				— Только ты, брат, убери свой подарок. Я не возьму...
 
				 
				— Почему? — испугался доктор.
 
				 
				— А потому... У меня бывают тут мать, клиенты... да и от 
				прислуги совестно.
 
				 
				— Ни-ни-ни... Не смеешь отказываться! — замахал руками доктор. — 
				Это свинство с твоей стороны! Вещь художественная... сколько 
				движения... экспрессии... И говорить не хочу! Обидишь!  
				 
				— Хоть бы замазано было, или фиговые листочки нацепить...
 
				 
				Но доктор еще пуще замахал руками, выскочил из квартиры Ухова и, 
				довольный, что сумел сбыть с рук подарок, поехал домой...
 
				 
				По уходе его адвокат осмотрел канделябр, потрогал его со всех 
				сторон пальцами и, подобно доктору, долго ломал голову над 
				вопросом: что делать с подарком?  
				 
				«Вещь прекрасная, — рассуждал он, — и бросить жалко, и держать у 
				себя неприлично. Самое лучшее — это подарить кому-нибудь... Вот 
				что, поднесу-ка я этот канделябр сегодня вечером комику Шашкину. 
				Каналья любит подобные штуки, да и кстати же у него сегодня 
				бенефис...»  
				 
				Сказано — сделано. Вечером тщательно завернутый канделябр был 
				поднесен комику Шашкину. Весь вечер уборную комика брали 
				приступом мужчины, приходившие полюбоваться на подарок; всё 
				время в уборной стоял восторженный гул и смех, похожий на 
				лошадиное ржанье. Если какая-нибудь из актрис подходила к двери 
				и спрашивала: «Можно войти?», то тотчас же слышался хриплый 
				голос комика:  
				 
				— Нет, нет, матушка! Я не одет!  
				 
				После спектакля комик пожимал плечами, разводил руками и 
				говорил:  
				 
				— Ну, куда я эту гадость дену? Ведь я на частной квартире живу! 
				У меня артистки бывают! Это не фотография, в стол не спрячешь!
				 
				 
				— А вы, сударь, продайте, — посоветовал парикмахер, разоблачая 
				комика. — Тут в предместье живет старуха, которая покупает 
				старинную бронзу... Поезжайте и спросите Смирнову... Ее всякий 
				знает.
 
				 
				Комик послушался... Дня через два доктор Кошельков сидел у себя 
				в кабинете и, приложив палец ко лбу, думал о желчных кислотах. 
				Вдруг отворилась дверь и в кабинет влетел Саша Смирнов. Он 
				улыбался, сиял и вся его фигура дышала счастьем... В руках он 
				держал что-то завернутое в газету.
 
				 
				— Доктор! — начал он, задыхаясь. — Представьте мою радость! На 
				ваше счастье, нам удалось приобрести пару для вашего 
				канделябра!.. Мамаша так счастлива... Я единственный сын у 
				матери... вы спасли мне жизнь...
 
				 
				И Саша, дрожа от чувства благодарности, поставил перед доктором 
				канделябр. Доктор разинул рот, хотел было что-то сказать, но не 
				сказал ничего: у него отнялся язык.
  | 
    
 |