| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Полинька
		о произведении
Второй час дня. В галантерейном магазине 
				«Парижские новости», что в одном из пассажей, торговля в 
				разгаре. Слышен монотонный гул приказчичьих голосов, гул, какой 
				бывает в школе, когда учитель заставляет всех учеников зубрить 
				что-нибудь вслух. И этого однообразного шума не нарушают ни смех 
				дам, ни стук входной стеклянной двери, ни беготня мальчиков.
 
				 
				Посреди магазина стоит Полинька, дочь Марьи Андреевны, 
				содержательницы модной мастерской, маленькая, худощавая 
				блондинка, и ищет кого-то глазами. К ней подбегает чернобровый 
				мальчик и спрашивает, глядя на нее очень серьезно:  
				 
				— Что прикажете, сударыня?  
				 
				— Со мной всегда Николай Тимофеич занимается, — отвечает 
				Полинька.
 
				 
				А приказчик Николай Тимофеич, стройный брюнет, завитой, одетый 
				по моде, с большой булавкой на галстуке, уже расчистил место на 
				прилавке, вытянул шею и с улыбкой глядит на Полиньку.
 
				 
				— Пелагея Сергеевна, мое почтение! — кричит он хорошим, здоровым 
				баритоном. — Пожалуйте!  
				 
				— А, здрасте! — говорит Полинька, подходя к нему. — Видите, я 
				опять к вам... Дайте мне аграманту какого-нибудь.
 
				 
				— Для чего вам, собственно?  
				 
				— Для лифчика, для спинки, одним словом, на весь гарнитурчик.
 
				 
				— Сию минуту.
 
				 
				Николай Тимофеич кладет перед Полинькой несколько сортов 
				аграманта; та лениво выбирает и начинает торговаться.
 
				 
				— Помилуйте, рубль вовсе не дорого! — убеждает приказчик, 
				снисходительно улыбаясь. — Это аграмант французский, 
				восьмигранный... Извольте, у нас есть обыкновенный, весовой... 
				Тот 45 копеек аршин, это уж не то достоинство! Помилуйте-с!  
				 
				— Мне еще нужен стеклярусный бок с аграмантными пуговицами, — 
				говорит Полинька, нагибаясь над аграмантом, и почему-то 
				вздыхает. — А не найдутся ли у вас под этот цвет стеклярусные 
				бонбошки?  
				 
				— Есть-с.
 
				 
				Полинька еще ниже нагибается к прилавку и тихо спрашивает:  
				 
				— А зачем это вы, Николай Тимофеич, в четверг ушли от нас так 
				рано?  
				 
				— Гм!.. Странно, что вы это заметили, — говорит приказчик с 
				усмешкой. — Вы так были увлечены господином студентом, что... 
				странно, как это вы заметили!  
				 
				Полинька вспыхивает и молчит. Приказчик с нервной дрожью в 
				пальцах закрывает коробки и без всякой надобности ставит их одна 
				на другую. Проходит минута в молчании.
 
				 
				— Мне еще стеклярусных кружев, — говорит Полинька, поднимая 
				виноватые глаза на приказчика.
 
				 
				— Каких вам? Стеклярусные кружева по тюлю, черные и цветные — 
				самая модная отделка.
 
				 
				— А почем они у вас?  
				 
				— Черные от 80 копеек, а цветные на 2 р. 50 к. А к вам я больше 
				никогда не приду-с, — тихо добавляет Николай Тимофеич.
 
				 
				— Почему?  
				 
				— Почему? Очень просто. Сами вы должны понимать. С какой стати 
				мне себя мучить? Странное дело! Нешто мне приятно видеть, как 
				этот студент около вас разыгрывает роль-с? Ведь я всё вижу и 
				понимаю. С самой осени он за вами ухаживает по-настоящему и 
				почти каждый день вы с ним гуляете, а когда он у вас в гостях 
				сидит, так вы в него впившись глазами, словно в ангела 
				какого-нибудь. Вы в него влюблены, для вас лучше и человека нет, 
				как он, ну и отлично, нечего и разговаривать...
 
				 
				Полинька молчит и в замешательстве водит пальцем по прилавку.
 
				 
				— Я всё отлично вижу, — продолжает приказчик. — Какой же мне 
				резон к вам ходить? У меня самолюбие есть. Не всякому приятно 
				пятым колесом в возу быть. Чего вы спрашивали-то?  
				 
				— Мне мамаша много кой-чего велела взять, да я забыла. Еще 
				плюмажу нужно.
 
				 
				— Какого прикажете?  
				 
				— Получше, какой модней.
 
				 
				— Самый модный теперь из птичьего пера. Цвет, ежели желаете, 
				модный теперь гелиотроп или цвет канак, то есть бордо с желтым. 
				Выбор громадный. А к чему вся эта история клонится, я решительно 
				не понимаю. Вы вот влюбившись, а чем это кончится?  
				 
				На лице Николая Тимофеича около глаз выступают красные пятна. Он 
				мнет в руках нежную пушистую тесьму и продолжает бормотать:  
				 
				— Воображаете за него замуж выйти, что ли? Ну, насчет этого — 
				оставьте ваше воображение. Студентам запрещается жениться, да и 
				разве он к вам затем ходит, чтобы всё честным образом кончить? 
				Как же! Ведь они, студенты эти самые, нас и за людей не 
				считают... Ходят они к купцам да к модисткам только затем, чтоб 
				над необразованностью посмеяться и пьянствовать. У себя дома да 
				в хороших домах стыдно пить, ну, а у таких простых, 
				необразованных людей, как мы, некого им стыдиться, можно и вверх 
				ногами ходить. Да-с! Так какого же вы плюмажу возьмете? А ежели 
				он за вами ухаживает и в любовь играет, то известно зачем... 
				Когда станет доктором или адвокатом, будет вспоминать: «Эх, была 
				у меня, скажет, когда-то блондиночка одна! Где-то она теперь?» 
				Небось и теперь уж там, у себя, среди студентов, хвалится, что у 
				него модисточка есть на примете.
 
				 
				Полинька садится на стул и задумчиво глядит на гору белых 
				коробок.
 
				 
				— Нет, уж я не возьму плюмажу! — вздыхает она. — Пусть сама 
				мамаша берет, какого хочет, а я ошибиться могу. Мне вы дайте 
				шесть аршин бахромы для дипломата, что по 40 копеек аршин. Для 
				того же дипломата дадите пуговиц кокосовых, с насквозь 
				прошивными ушками... чтобы покрепче держались...
 
				 
				Николай Тимофеич заворачивает ей и бахромы и пуговиц. Она 
				виновато глядит ему в лицо и, видимо, ждет, что он будет 
				продолжать говорить, но он угрюмо молчит и приводит в порядок 
				плюмаж.
 
				 
				— Не забыть бы еще для капота пуговиц взять... — говорит она 
				после некоторого молчания, утирая платком бледные губы.
 
				 
				— Каких вам?  
				 
				— Для купчихи шьем, значит, дайте что-нибудь выдающееся из ряда 
				обыкновенного...
 
				 
				— Да, если купчихе, то нужно выбирать попестрее. Вот-с пуговицы. 
				Сочетание цветов синего, красного и модного золотистого. Самые 
				глазастые. Кто поделикатнее, те берут у нас черные матовые с 
				одним блестящим ободочком. Только я не понимаю. Неужели вы сами 
				не можете рассудить? Ну, к чему поведут эти... прогулки?  
				 
				— Я сама не знаю... — шепчет Полинька и нагибается к пуговицам. 
				— Я сама не знаю, Николай Тимофеич, что со мной делается.
 
				 
				За спиной Николая Тимофеича, прижав его к прилавку, 
				протискивается солидный приказчик с бакенами и, сияя самою 
				утонченною галантностью, кричит:  
				 
				— Будьте любезны, мадам, пожаловать в это отделение! Кофточки 
				джерсе имеются три номера: гладкая, сутажет и со стеклярусом! 
				Какую вам прикажете?  
				 
				Одновременно около Полиньки проходят толстая дама, которая 
				говорит густым низким голосом, почти басом:  
				 
				— Только, пожалуйста, чтоб они были без сшивок, а тканые, и чтоб 
				пломба была вваленная.
 
				 
				— Делайте вид, что товар осматриваете, — шепчет Николай Тимофеич, 
				наклоняясь к Полиньке и насильно улыбаясь. — Вы, бог с вами, 
				какая-то бледная и больная, совсем из лица изменились. Бросит он 
				вас, Пелагея Сергеевна! А если женится когда-нибудь, то не по 
				любви, а с голода, на деньги ваши польстится. Сделает себе на 
				приданое приличную обстановку, а потом стыдиться вас будет. От 
				гостей и товарищей будет вас прятать, потому что вы 
				необразованная, так и будет говорить: моя кувалда. Разве вы 
				можете держать себя в докторском или адвокатском обществе? Вы 
				для них модистка, невежественное существо!  
				 
				— Николай Тимофеич! — кричит кто-то с другого конца магазина. — 
				Вот мадемуазель просят три аршина ленты с пико! Есть у нас?  
				 
				Николай Тимофеич поворачивается в сторону, осклабляет свое лицо 
				и кричит:  
				 
				— Есть-с! Есть ленты с пико, атаман с атласом и атлас с муаром!
				 
				 
				— Кстати, чтоб не забыть, Оля просила взять для нее корсет! — 
				говорит Полинька.
 
				 
				— У вас на глазах... слезы! — пугается Николай Тимофеич... — 
				Зачем это? Пойдемте к корсетам, я вас загорожу, а то неловко.
 
				 
				Насильно улыбаясь и с преувеличенною развязностью, приказчик 
				быстро ведет Полиньку к корсетному отделению и прячет ее от 
				публики за высокую пирамиду из коробок...
 
				 
				— Вам какой прикажете корсет? — громко спрашивает он и тут же 
				шепчет: — Утрите глаза!  
				 
				— Мне... мне в 48 сантиметров! Только, пожалуйста, она просила 
				двойной с подкладкой... с настоящим китовым усом... Мне 
				поговорить с вами нужно, Николай Тимофеич. Приходите нынче!  
				 
				— О чем же говорить? Не о чем говорить.
 
				 
				— Вы один только... меня любите, и, кроме вас, не с кем мне 
				поговорить.
 
				 
				— Не камыш, не кости, а настоящий китовый ус... О чем же нам 
				говорить? Говорить не о чем... Ведь пойдете с ним сегодня 
				гулять?  
				 
				— По... пойду.
 
				 
				— Ну, так о чем же тут говорить? Не поможешь разговорами... 
				Влюблены ведь?  
				 
				— Да... — шепчет нерешительно Полинька, и из глаз ее брызжут 
				крупные слезы.
 
				 
				— Какие же могут быть разговоры? — бормочет Николай Тимофеич, 
				нервно пожимая плечами и бледнея. — Никаких разговоров и не 
				нужно... Утрите глаза, вот и всё. Я... я ничего не желаю...
 
				 
				В это время к пирамиде из коробок подходит высокий тощий 
				приказчик и говорит своей покупательнице:  
				 
				— Не угодно ли, прекрасный эластик для подвязок, не 
				останавливающий крови, признанный медициной...
 
				 
				Николай Тимофеич загораживает Полиньку и, стараясь скрыть ее и 
				свое волнение, морщит лицо в улыбку и громко говорит:  
				 
				— Есть два сорта кружев, сударыня! Бумажные и шелковые! 
				Ориенталь, британские, валенсьен, кроше, торшон — это 
				бумажные-с, а рококо, сутажет, камбре — это шелковые... Ради 
				бога, утрите слезы! Сюда идут!  
				 
				И, видя, что слезы всё еще текут, он продолжает еще громче:  
				 
				— Испанские, рококо, сутажет, камбре... Чулки фильдекосовые, 
				бумажные, шёлковые...
  | 
    
 |