| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Недоброе дело
		о произведении
— Кто идет?  
				 
				Ответа нет. Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и 
				деревьев ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее. 
				Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю, и сторожу 
				кажется, что земля, небо и он сам со своими мыслями слились во 
				что-то одно громадное, непроницаемо-черное. Идти можно только 
				ощупью.
 
				 
				— Кто идет? — повторяет сторож, и ему начинает казаться, что он 
				слышит и шёпот и сдержанный смех. — Кто тут?  
				 
				— Я, батюшка... — отвечает старческий голос.
 
				 
				— Да кто ты?  
				 
				— Я... прохожий.
 
				 
				— Какой такой прохожий? — сердито кричит сторож, желая 
				замаскировать криком свой страх. — Носит тебя здесь нелегкая! 
				Таскаешься, леший, ночью по кладбищу!  
				 
				— Нешто тут кладбище?  
				 
				— А то что же? Стало быть, кладбище! Не видишь?  
				 
				— О-хо-хо-хх... Царица небесная! — слышится старческий вздох. — 
				Ничего не вижу, батюшка, ничего... Ишь, темень-то какая, темень. 
				Зги не видать, темень-то, батюшка! Ох-хо-хо-ххх...
 
				 
				— Да ты кто такой?  
				 
				— Я — странник, батюшка, странный человек.
 
				 
				— Черти этакие, полунощники... Странники тоже! Пьяницы... — 
				бормочет сторож, успокоенный тоном и вздохами прохожего. — 
				Согрешишь с вами! День-деньской пьют, а ночью носит их нелегкая. 
				А словно как будто я слыхал, что тут ты не один, а словно вас 
				двое-трое.
 
				 
				— Один, батюшка, один. Как есть один... О-хо-хо-х, грехи наши...
 
				 
				Сторож натыкается на человека и останавливается.
 
				 
				— Как же ты сюда попал? — спрашивает он.
 
				 
				— Заблудился, человек хороший. Шел на Митриевскую мельницу и 
				заблудился.
 
				 
				— Эва! Нешто тут дорога на Митриевскую мельницу? Голова ты 
				баранья! На Митриевскую мельницу надо идтить много левей, прямо 
				из города по казенной дороге. Ты спьяна-то лишних версты три 
				сделал. Надо быть, нализался в городе?  
				 
				— Был грех, батюшка, был... Истинно, был, не стану греха таить. 
				А как же мне теперь-то идтить?  
				 
				— А иди всё прямо и прямо по этой аллее, пока в тупик не 
				упрешься, а там сейчас бери влево и иди, покеда всё кладбище 
				пройдешь, до самой калитки. Там калитка будет... Отопри и ступай 
				с богом. Гляди, в ров не упади. А там за кладбищем иди всё 
				полем, полем, полем, пока не выйдешь на казенную дорогу.
 
				 
				— Дай бог здоровья, батюшка. Спаси, царица небесная, и помилуй. 
				А то проводил бы, добрый человек! Будь милостив, проводи до 
				калитки!  
				 
				— Ну, есть мне время! Иди сам!  
				 
				— Будь милостив, заставь бога молить. Не вижу ничего, не видать 
				зги, ни синь-пороха, батюшка... Темень-то, темень! Проводи, 
				сударик!  
				 
				— Да, есть мне время провожаться! Ежели с каждым нянчиться, то 
				этак не напровожаешься.
 
				 
				— Христа ради проводи. И не вижу, и боюсь один кладбищем идтить. 
				Жутко, батюшка, жутко, боюсь, жутко, добрый человек.
 
				 
				— Навязался ты на мою голову, — вздыхает сторож. — Ну, ладно, 
				пойдем!  
				 
				Сторож и прохожий трогаются с места. Они идут рядом, плечо о 
				плечо и молчат. Сырой, пронзительный ветер бьет им прямо в лица, 
				и невидимые деревья, шумя и потрескивая, сыплют на них крупные 
				брызги... Аллея почти всплошную покрыта лужами.
 
				 
				— Одно мне невдомек, — говорит сторож после долгого молчания, — 
				как ты сюда попал? Ведь ворота на замок заперты. Через ограду 
				перелез, что ли? Ежели через ограду, то старому человеку этакое 
				занятие — последнее дело!  
				 
				— Не знаю, батюшка, не знаю. Как сюда попал, и сам не знаю. 
				Наваждение. Наказал господь. Истинно, наваждение, лукавый 
				попутал. А ты, батюшка, стало быть, тут в сторожах?  
				 
				— В сторожах.
 
				 
				— Один на всё кладбище?  
				 
				Напор ветра так силен, что оба на минуту останавливаются. 
				Сторож, выждав, когда ослабеет порыв ветра, отвечает:  
				 
				— Нас тут трое, да один в горячке лежит, а другой спит. Мы с ним 
				чередуемся.
 
				 
				— Так, так, батюшка, так. Ветер-то, ветер какой! Чай, покойники 
				слышат! Гудёт, словно зверь лютой... О-хо-хо-х...
 
				 
				— А ты сам откуда?  
				 
				— Издалече, батюшка. Вологодский я, дальний. По святым местам 
				хожу и за добрых людей молюсь. Спаси и помилуй, господи.
 
				 
				Сторож ненадолго останавливается, чтобы закурить трубку. Он 
				приседает за спиной прохожего и сожигает несколько спичек. Свет 
				первой спички, мелькнув, освещает на одно мгновение кусок аллеи 
				справа, белый памятник с ангелом и темный крест; свет второй 
				спички, сильно вспыхнувшей и потухшей от ветра, скользит, как 
				молния, по левой стороне, и из потемок выделяется только угловая 
				часть какой-то решетки; третья спичка освещает и справа и слева 
				белый памятник, темный крест и решетку вокруг детской могилки.
 
				 
				— Спят покойнички, спят родимые! — бормочет прохожий, громко 
				вздыхая. — Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и 
				добрые, и лютые. Всем им одна цена. И будут спать до гласа 
				трубного. Царство им небесное, вечный покой.
 
				 
				— Теперь вот идем, а будет время, когда и сами лежать будем, — 
				говорит сторож.
 
				 
				— Так, так. Все, все будем. Нет того человека, который не 
				помрет. О-хо-хо-х. Дела наши лютые, помышления лукавые! Грехи, 
				грехи! Душа моя окаянная, ненасытная, утроба чревоугодная! 
				Прогневал господа, и не будет мне спасения ни на этом, ни на том 
				свете. Завяз в грехи, как червяк в землю.
 
				 
				— Да, а умирать надо.
 
				 
				— То-то что надо.
 
				 
				— Страннику, чай, легче помирать, чем нашему брату... — говорит 
				сторож.
 
				 
				— Странники разные бывают. Есть и настоящие, которые 
				богоугодные, блюдут свою душу, а есть и такие, что по кладбищу 
				ночью путаются, чертей тешат... да-а! Иной, который странник, 
				ежели пожелает, хватит тебя по башке топорищем, а из тебя и дух 
				вон.
 
				 
				— Зачем ты такие слова?  
				 
				— А так... Ну вот, кажись, и калитка. Она и есть. Отвори-ка, 
				любезный!  
				 
				Сторож ощупью отворяет калитку, выводит странника за рукав и 
				говорит:  
				 
				— Тут и конец кладбищу. Теперь иди всё полем и полем, покеда не 
				упрешься в казенную дорогу. Только сейчас тут межевой ров будет, 
				не упади... А выйдешь на дорогу, возьми вправо и так до самой 
				мельницы...
 
				 
				— О-хо-хо-х-х... — вздыхает странник, помолчав. — А я теперь так 
				рассуждаю, что мне незачем на Митриевскую мельницу идтить... За 
				каким лешим я туда пойду? Я лучше, сударик, здесь с тобой 
				постою...
 
				 
				— Зачем тебе со мной стоять?  
				 
				— А так... с тобой веселей...
 
				 
				— Тоже, нашел себе весельщика! Странник ты, а вижу, любишь шутки 
				шутить...
 
				 
				— Известно, люблю! — говорит прохожий, сипло хихикая. — Ах ты, 
				милый мой, любезный! Чай, долго теперь будешь вспоминать 
				странника!  
				 
				— Зачем мне тебя вспоминать?  
				 
				— Да так, обошел я тебя ловко... Нешто я странник? Я вовсе не 
				странник.
 
				 
				— Кто же ты?  
				 
				— Покойник... Из гроба только что встал... Помнишь слесаря 
				Губарева, что на масленой завесился? Так вот я самый и есть 
				Губарев...
 
				 
				— Ври больше!  
				 
				Сторож не верит, но чувствует во всем теле такой тяжелый и 
				холодный страх, что срывается с места и начинает быстро 
				нащупывать калитку.
 
				 
				— Постой, куда ты? — говорит прохожий, хватая его за руку. — 
				Э-э-э... ишь ты какой! На кого же ты меня покидаешь?  
				 
				— Пусти! — кричит сторож, стараясь вырвать руку.
 
				 
				— Сто-ой! Велю стоять и стой... Не рвись, пес поганый! Хочешь в 
				живых быть, так стой и молчи, покеда велю... Не хочется только 
				кровь проливать, а то давно бы ты у меня издох, паршивый... 
				Стой!  
				 
				У сторожа подгибаются колена. Он в страхе закрывает глаза и, 
				дрожа всем телом, прижимается к ограде. Он хотел бы закричать, 
				но знает, что его крик не долетит до жилья... Возле стоит 
				прохожий и держит его за руку... Минуты три проходит в молчании.
 
				 
				— Один в горячке, другой спит, а третий странников провожает, — 
				бормочет прохожий. — Хорошие сторожа, можно жалованье платить! 
				Не-ет, брат, воры завсегда проворней сторожов были! Стой, стой, 
				не шевелись...
 
				 
				Проходит в молчании пять, десять минут. Вдруг ветер доносит 
				свист.
 
				 
				— Ну, теперь ступай, — говорит прохожий, отпуская руку. — Иди и 
				бога моли, что жив остался.
 
				 
				Прохожий тоже свистит, отбегает от калитки, и слышно, как он 
				прыгает через ров. Предчувствуя что-то очень недоброе и всё еще 
				дрожа от страха, сторож нерешительно отворяет калитку и, закрыв 
				глаза, бежит назад. У поворота на большую аллею он слышит чьи-то 
				торопливые шаги, и кто-то спрашивает его шипящим голосом:  
				 
				— Это ты, Тимофей? А где Митька?  
				 
				А пробежав всю большую аллею, он замечает в потемках маленький 
				тусклый огонек. Чем ближе к огоньку, тем страшнее делается и тем 
				сильнее предчувствие чего-то недоброго.
 
				 
				«Огонь, кажись, в церкви, — думает он. — Откуда ему быть там? 
				Спаси и помилуй, владычица! Так оно и есть!»  
				 
				Минуту сторож стоит перед выбитым окном и с ужасом глядит в 
				алтарь... Маленькая восковая свечка, которую забыли потушить 
				воры, мелькает от врывающегося в окно ветра и бросает тусклые 
				красные пятна на разбросанные ризы, поваленный шкапчик, на 
				многочисленные следы ног около престола и жертвенника...
 
				 
				Проходит еще немного времени, и воющий ветер разносит по 
				кладбищу торопливые, неровные звуки набата...
  | 
    
 |