ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Лекции по русскому языку



назад в содержание

1. Фонетика. Предмет изучения фонетики.

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

 

[a] – не имеет значения, но могут быть единицами грамматики.

Могут также быть и лексическими единицами. (А?)

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

-          частную и общую;

-          описательную и историческую;

-          сопоставительная;

-          экспериментальная;

-          социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопостав. изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспер. изучает язык с помощью экспериментов.

2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц.

Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

На берегу пустынных волн ll стоял он ll дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь ll широкая лодка ll отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

3. Фонетическое письмо

Для того, чтобы как можно точнее записать звучащую речь используют фонетический транскрипт. В фонетической транскрипции используют буквы традиционного алфавита, при этом запись ведётся по особым неорфографическим законам. В дополнение к буквам используют диакритические символы. Некоторые буквы не употребляют (я, ё, ю, щ, й). Основной принцип фонетической транскрипции – строгое и однозначное соответствие буквами и звуками. Один знак и одна буква всегда обозначают один и тот же звук. Орфографическое письмо не всегда соответствует фонетическому. В РЯ есть буквы, которые могут обозначать разные звуки   Г – [г] [к], один и тот же звук может обозначаться разными буквами [к] – г, к, один и тот же звук может обозначаться одной или двумя буквами [ш] щит, счастье. Есть буквы, которые не имеют самостоятельного звукового значения. (ъ, ь). Звук j в отдельных положениях не имеет конкретного буквенного значения.

яма – [jaмъ]

Основной принцип русской транскрипции реализуется в правилах:

1.        употребление букв алфавита, используемых в транскрипции, только в соответствии со звучанием, а не по правилам орфографии.

2.        мягкие согласные обозначаются теми же буквами, но с диакритическим знаком

3.        для обозначения йот используют j

4.        я, ю и т.п. не используются, а обозначаются как ja, jy

5.        ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных

6.        для обозначения долготы используют — над буквой.

7.        в фонетической записи не используются знаки препинания, но возможны ? и !

8.        обязательно обозначение ударения.

4. Звуковой состав современного русского литературного языка. Классификация согласных звуков.

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

-          по участию в их образовании голоса и шума

Сонорные и шумные

Сонорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные – шум преобладает над голосом:

   - шумные звонкие – шум с голосом  [б] [в] [д] [г] [з] [ж]

    - шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

-          по месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

 зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

 передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

-          по способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

-          по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

5. Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

 по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

-          лавиализованные [y] [o]

-          нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

6. Изменение звуков в речевом потоке. Звуковые законы в области согласных.

Изолированное употребление звуков встречается очень редко, это возможно если звук является словом.

Фонетические позиции

Для гласных позиция под ударением, после твёрдых согласных и т.д. могут изменять своё качество под влиянием соседних звуков и могут взаимно меняться.

Фонетический закон конца слова:

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится соответствующий ему парный глухой. В словах с двумя согл. на конце оба согласных оглушаются. Груздь. Сонорные согласные не оглушаются.

Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости

Сочетание согласных, когда один звонкий, а другой – глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в слове оказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподобление первого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончение встречается реже чем оглушение. Сбор. Перед сонорными и звонким В глухие остаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в след. случаях:

-          на стыке морфем

-          на стыке предлога и слова

-          на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.

Ассимиляция звуков по мягкости

При сочетании согласных, второй из которых – мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный. Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягк смягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные-зубные з,с,д,т,н,р – небозубные и губные б,п,м. Не смягчаются перед мягкими согласными г,к,х,л

 

7. Звуковые законы в области гласных.

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласных в первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласные слабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менее длительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) в безударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнего подъема (э,о,а) изменяются по длительности и качественно.

8.      Определение и характеристика слога.

Слог – минимальная нечленимая единица потока речи. У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ый признак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица для распознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к. слово – произносительная единица, не является минимальной.

Слоги отличают и функционально, т.к. они могут совпадать со звуком или словом. Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком. Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.

Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.

9.        Слогораздел. Типы слогов.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

-          все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук

-          один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва

-          сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка

-          сочетание шумных и сонорных относят к следующему слогу о-кно са-бля

-          сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма

-          при сочетании сонорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та

-          сочетание Й неслогового с последующими шумными или сонорными тай-фун

 

По структуре выделяют слоги:

-          прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

-          полные – закрытые и прикрытые сок

-          усечённые с начала – закрытые и неприкрытые    ум, иск

-          усечённые с конца мгла

-          открытые и неприкрытые ау

10.  Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

11. Русское ударение. Функции русского ударения

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различ­ны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, вос­принимаются как ударные

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

  Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо силь­нее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание:

выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции:

-          лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

-          морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

-          некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Местом ударения различают следующие варианты слов:

-          общеупотребительные и профессиональные добыча

-          литературные и диалектные холодно

-          литературный и просторечный магазин

-          нейтральный и разговорный звонишь

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.

12.  Клитики

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обыч­но односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некото­рые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основ­ному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексиче­ском слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при воль­ном (ср. привольном)

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачива­ют некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, за­ключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У не­которых безударных местоимений произносятся гласные, не ха­рактерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса. [т’ил'са]); дьяк он [д'ак-он] (ср. дьякон [д'акън]) и др.

13.  Особенности русского словесного ударения.

1.        Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2.        Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

-          сложные слова из двух основ древнерусский

-          многие сложносокращённые слова стройматериалы

-          слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

-          в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

14.  Тактовое и фразовое ударение

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в РЯ определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.

15.  Активные процессы в области ударения в СРЯ

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок

Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.

16.  Понятие орфоэпии. Нормативность литературного произношения.

Понятие нормы связано с представлением о литературно правильной речи. Норма оценивается как социально историческое явление, характеризует литературный язык. ЛЯ – форма национального языка, признанная образцовой. Понятия языковая норма и литературная норма часто совмещаются, но исторически это не одно и то же.

Языковая складывается в реальной практике общения и закрепляется как узус. Литературная норма базируется или основывается на узусе, но специально кодифицируется определёнными установлениями (словари, учебники).

Литературная норма – принятые в общественной языковой практике правила произношения, словоупотребления, использование грамматических и стилистических средств.

Орфоэпия – совокупность правил установленного централизованного произношения. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Нормы носят различный характер и имеют различное происхождение. С одной стороны имеют объективный характер – диктуются системой языка, с др. стороны нормы могут иметь субъективный характер – устанавливаться в языковой практике. Нормы литературного произношения – и устойчивое и развивающееся явление. СР литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым. Орфоэпия выясняет и причины нарушения норм (влияние диалектов, письменная речь, развитие языка).

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.