| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Дом с мезонином
(Рассказ художника) 
		о произведении
Аудиокнига "Дом с мезонином" 
				А.П. Чехова 
I 
				II
		III 
				IV 
I 
Это было 6-7 лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой 
				губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, 
				который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил 
				вино и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает 
				сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, 
				в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме 
				широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я 
				раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то 
				гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом 
				дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, 
				особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались 
				молнией.
 
				 
				Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал 
				решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, 
				на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, спал. 
				Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
 
				 
				Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то 
				незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи 
				растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, 
				очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя 
				мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел 
				по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок 
				покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах 
				кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях 
				паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на 
				длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; 
				прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках 
				между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом 
				саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже 
				старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с 
				террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид 
				на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых 
				ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на 
				которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на 
				меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто 
				я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.
 
				 
				А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у 
				старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Одна из 
				них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной 
				каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела 
				строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, 
				больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими 
				глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, 
				сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, 
				что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся 
				домой с таким чувством, как будто видел хороший сон.
 
				 
				Вскоре после этого, как-то в полдень, когда я и Белокуров гуляли 
				около дома, неожиданно, шурша по траве, въехала во двор 
				рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Это 
				была старшая. Она приехала с подписным листом просить на 
				погорельцев. Не глядя на нас, она очень серьезно и обстоятельно 
				рассказала нам, сколько сгорело домов в селе Сиянове, сколько 
				мужчин, женщин и детей осталось без крова и что намерен 
				предпринять на первых порах погорельческий комитет, членом 
				которого она теперь была. Давши нам подписаться, она спрятала 
				лист и тотчас же стала прощаться.
 
				 
				- Вы совсем забыли нас, Петр Петрович, - сказала она Белокурову, 
				подавая ему руку. - Приезжайте, и если monsieur N. (она назвала 
				мою фамилию) захочет взглянуть, как живут почитатели его 
				таланта, и пожалует к нам, то мама и я будем очень рады.
 
				 
				Я поклонился.
 
				 
				Когда она уехала, Петр Петрович стал рассказывать. Эта девушка, 
				по его словам, была из хорошей семьи, и звали ее Лидией 
				Волчаниновой, а имение, в котором она жила с матерью и сестрой, 
				так же как и село на другом берегу пруда, называлось Шелковкой. 
				Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине 
				тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы 
				жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была 
				учительницей в земской сяц. Она тратила на себя только эти 
				деньги и гордилась, что живет на собственный счет.
 
				 
				- Интересная семья, - сказал Белокуров. - Пожалуй, сходим к ним 
				как-нибудь. Они будут вам очень рады.
 
				 
				Как-то после обеда, в один из праздников, мы вспомнили про 
				Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. Они, мать и обе 
				дочери, были дома. Мать, Екатерина Павловна, когда-то, 
				по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная 
				одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором 
				о живописи. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в 
				Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа, какие 
				видела на выставках в Москве, и теперь спрашивала, что я хотел в 
				них выразить. Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила 
				больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она 
				спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих 
				пор не был ни на одном земском собрании.
 
				 
				- Не хорошо, Петр Петрович, - говорила она укоризненно. - 
				Нехорошо. Стыдно.
 
				 
				- Правда, Лида, правда, - соглашалась мать. - Не хорошо.
 
				 
				- Весь наш уезд находится в руках Балагина, - продолжала Лида, 
				обращаясь ко мне. - Сам он председатель управы, и все должности 
				в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет. 
				Надо бороться. Молодежь должна составить из себя сильную партию, 
				но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!  
				 
				Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не 
				принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не 
				считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в 
				детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Все время она 
				смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме 
				фотографии, объясняла мне: "Это дядя... Это крестный папа", - и 
				водила пальчиком по портретам и в это время по-детски касалась 
				меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, 
				тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом.
 
				 
				Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, 
				потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне 
				было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не 
				было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и все мне 
				казалось молодым и чистым благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и 
				все дышало порядочностью. За ужином Лида опять говорила с 
				Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это 
				была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было 
				интересно, хотя говорила она много и громко - быть может, 
				оттого, что привыкла говорить в школе. Зато мой Петр Петрович, у 
				которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор 
				сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием 
				казаться умным и передовым человеком. Жестикулируя, он опрокинул 
				рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, 
				кроме меня, казалось, никто не заметил этого.
 
				 
				Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
 
				 
				- Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на 
				скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает 
				кто-нибудь другой, - сказал Белокуров и вздохнул. - Да, 
				прекрасная, интеллигентная семья. Отстал я от хороших людей, ах 
				как отстал! А все дела, дела! Дела!  
				 
				Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь 
				стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжелый 
				и ленивый малый! Он, когда говорил о чем-нибудь серьезно, то с 
				напряжением тянул "э-э-э-э", и работал так же, как говорил, - 
				медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я 
				плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему 
				отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в 
				кармане.
 
				 
				- Тяжелее всего, - бормотал он, идя рядом со мной, - тяжелее 
				всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. 
				Никакого сочувствия!
  | 
    
 |