| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Антон Чехов - 
		Припадок
		о произведении I II 
		III IV V
		VI VII 
I 
Студент-медик Майер и ученик московского 
				училища живописи, ваяния и зодчества Рыбников пришли как-то 
				вечером к своему приятелю студенту-юристу Васильеву и предложили 
				ему сходить с ними в С — в переулок. Васильев сначала долго не 
				соглашался, но потом оделся и пошел с ними.
 
				Падших женщин он знал только понаслышке и из книг, и в тех 
				домах, где они живут, не был ни разу в жизни. Он знал, что есть 
				такие безнравственные женщины, которые под давлением роковых 
				обстоятельств — среды, дурного воспитания, нужды и т. п. 
				вынуждены бывают продавать за деньги свою честь. Они не знают 
				чистой любви, не имеют детей, не правоспособны; матери и сестры 
				оплакивают их, как мертвых, наука третирует их, как зло, мужчины 
				говорят им ты. Но, несмотря на всё это, они не теряют образа и 
				подобия божия. Все они сознают свой грех и надеются на спасение. 
				Средствами, которые ведут к спасению, они могут пользоваться в 
				самых широких размерах. Правда, общество не прощает людям 
				прошлого, но у бога святая Мария Египетская считается не ниже 
				других святых. Когда Васильеву приходилось по костюму или по 
				манерам узнавать на улице падшую женщину или видеть ее 
				изображение в юмористическом журнале, то всякий раз он вспоминал 
				одну историю, где-то и когда-то им вычитанную: какой-то молодой 
				человек, чистый и самоотверженный, полюбил падшую женщину и 
				предложил ей стать его женою, она же, считая себя недостойною 
				такого счастия, отравилась.
 
				Васильев жил в одном из переулков, выходящих на Тверской 
				бульвар. Когда он вышел с приятелями из дому, было около 11 
				часов. Недавно шел первый снег, и всё в природе находилось под 
				властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами 
				мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — 
				всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, 
				чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи 
				стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным 
				воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый 
				снег.
 
				— «Невольно к этим грустным берегам, — запел медик приятным 
				тенором, — меня влечет неведомая сила...»  
				— «Вот мельница... — подтянул ему художник. — Она уж 
				развалилась...»  
				— «Вот мельница... Она уж развалилась...», — повторил медик, 
				поднимая брови и грустно покачивая головою.
 
				Он помолчал, потер лоб, припоминая слова, и запел громко и так 
				хорошо, что на него оглянулись прохожие:  
				— «Здесь некогда меня встречала свободного свободная любовь...»
				 
				Все трое зашли в ресторан и, не снимая пальто, выпили у буфета 
				по две рюмки водки. Перед тем, как выпить по второй, Васильев 
				заметил у себя в водке кусочек пробки, поднес рюмку к глазам, 
				долго глядел в нее и близоруко хмурился. Медик не понял его 
				выражения и сказал:  
				— Ну, что глядишь? Пожалуйста, без философии! Водка дана, чтобы 
				пить ее, осетрина — чтобы есть, женщины — чтобы бывать у них, 
				снег — чтобы ходить по нем. Хоть один вечер поживи 
				по-человечески!  
				— Да я ничего... — сказал Васильев, смеясь. — Разве я 
				отказываюсь?  
				От водки у него потеплело в груди. Он с умилением глядел на 
				своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, 
				сильных, веселых людей всё уравновешено, как в их умах и душах 
				всё законченно и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и 
				рисуют, и много говорят, и пьют, и голова у них не болит на 
				другой день после этого; они и поэтичны, и распутны, и нежны, и 
				дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без 
				причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны 
				и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый 
				свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший 
				пустяк готов возводить на степень вопроса. И ему захотелось хоть 
				один вечер пожить так, как живут приятели, развернуться, 
				освободить себя от собственного контроля. Понадобится водку 
				пить? Он будет пить, хотя бы завтра у него лопнула голова от 
				боли. Его ведут к женщинам? Он идет. Он будет хохотать, 
				дурачиться, весело отвечать на затрогивания прохожих...
 
				Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели — 
				один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный 
				беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с 
				претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, 
				бледные фонарные огни, резкие, черные следы, какие оставляли по 
				первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно 
				этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный тон, какой в 
				природе можно наблюдать только два раза в году: когда всё 
				покрыто снегом и весною в ясные дни или в лунные вечера, когда 
				на реке ломает лед.
 
				— «Невольно к этим грустным берегам, — запел он вполголоса, — 
				меня влечет неведомая сила...»  
				И всю дорогу почему-то у него и у его приятелей не сходил с 
				языка этот мотив, и все трое напевали его машинально, не в такт 
				друг другу.
 
				Воображение Васильева рисовало, как минут через десять он и его 
				приятели постучатся в дверь, как они по темным коридорчикам и по 
				темным комнатам будут красться к женщинам, как он, 
				воспользовавшись потемками, чиркнет спичкой и вдруг осветит и 
				увидит страдальческое лицо и виноватую улыбку. Неведомая 
				блондинка или брюнетка наверное будет с распущенными волосами и 
				в белой ночной кофточке; она испугается света, страшно 
				сконфузится и скажет: «Ради бога, что вы делаете! Потушите!» Всё 
				это страшно, но любопытно и ново.
  | 
    
 |