ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Деятельность первопечатника И. Федорова

Билеты по книжному делу



назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

В России стали печатать книги только через 100 лет после изобретения Гуттенберга, т.е. во время царствования И.Грозного. Вопрос об организации типографии решался на 100главом соборе в 1551г. Типография была открыта в Китай-городе на Никольской улице. Во главе типографии был Иван Федоров.

Биографические сведения об Иване Ф. Достаточно скудны. И.Федоров родился около1510г. принято считать, учился в Краковском университете в 1529 – 1532 гг., получил степень бакалавра.

Сведения о деятельности Ив. Ф. В конце 1530 – 40-х гг. отсутствуют. Есть предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву. Источники сохранили упоминание о службе Ивана Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского в 1563 г., а с этого времени жизнь Ив. Ф. И история книгопечатания на Руси неразрывно связаны.

1 марта 1564 г. повелением Ивана IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол» и Ив. Ф. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для напечатания «А». Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла подготовка текста. Он был отредактирован при участии митрополита Макария. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, в этом отношении издание «А». еще раз доказывает его государственно- национальное значение в борьбе со смутой путем церковного просвещения.

В 1565 г. в Москве Ив. Ф. и П. Мстиславец издают Часовник для обучения детей грамоте. После они уезжают из Москвы. Одна из гипотез, что их вынудила уехать клевета писцов. Они отправились в великое княжество Литовское и обосновались в Заблудове у Гетмана Ходкевича, часть инвентаря типографии они привезли с собой. По предложению Ходкевича Ф. и М. в 1569 г. (17 марта) издают Учительное Евангелие. В отличии от московских изданий его украшал титульный лист, в нем имелось предисловие Ходкевича с его гербом. Заставки и шрифт соответствовала московским изданиям.

С 26 сентября 1569 г. по 23 марта 1570 г. Ф. готовит одно из лучших своих изданий – Псалтырь с Часословцем, которую так же, как и московский «А»., украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением песнопевца царя Давида. После объединения Польши с Литвой Ходкевич не мог бороться с католическим духовенством, выступавшим

против выпуска православных книг, и закрыл типографию. В 1573 Ф. с семьей переезжает во Львов. При помощи членов православного братства в 1574 г. выходит повторное издание Апостола, так называемый "Львовский Апостол". После текста помещено послесловие И.Федорова, которое является автобиографией. Кроме Апостола, во Львове была напечатана «Азбука». У Федорова возникают материальные трудности во Львове. И Константин Острожский приглашает его стать управителем монастыря. Там складывается кружок "Острожская Академия" во главе с Герасимом Смотрицким. В 1580 г. Федоров издает "Новый Завет" с Псалтырью и указатель к нему "Книжка собрание вещей нужнейших". В 1581 г. первую полную печатную славянскую Библию - не только памятник культуры восточнославянских народов, но и полиграфического искусства. Всего в Острожской типографии вышло 5 изданий.

5 декабря 1583 И.Федоров умер. Но его дело принесло великие плоды, ибо несмотря на то, что печатная книга XVI в. и следующего столетия носила преимущественно духовный характер, она положила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени.

Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания И.Ф. в качестве образцов. А в Москве стиль изданий сохраняли его продолжатели – Никифор Тарасиев и Андроник Невежа.

назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.